Аппликация на тему посуды познакомит детей в детском саду с повседневными предметами кухонного обихода и научит сервировать стол к чаепитию. Детсадовцы своими руками сделают сервиз и украсят им панно. Следующий мастер-класс наглядно покажет, как самому создать посуду в стиле аппликации.


Дети в младшей группе на своё усмотрение украсят вырезанные по шаблонам бумажные кружки. Для этого подойдут геометрические фигуры или наклейки. В результате одноцветная заготовка преобразится в красивую деталь сервиза.



Для чашки чая приобретите следующие материалы и инструменты:

  • картон;
  • цветная бумага;
  • бисер;
  • трафарет для основания и ручки;
  • клей;
  • ножницы.

Описание работы:

В старшей группе с детьми составляют композицию из чашки и чайника.

Для работы понадобятся:

  • основа для аппликации (цветной картон, плотная бумага);
  • бумага разных тонов;
  • бумажная ажурная салфетка для сервировки стола;
  • клей;
  • дырокол;
  • ножницы.

Пошаговая инструкция:


В подготовительной группе воспитанники справятся с выполнением более сложных композиций. Посуду украсят узоры, ягоды или элементы традиционной росписи (хохлома, гжель). Аппликация выполняется поэтапно: сначала вырезаются и наклеиваются на основу силуэты посуды, а затем приклеиваются мелкие цветные элементы.



Рекомендуется совместить технику аппликации с рисованием. Пример такой комбинированной работы - самовар, раскрашенный под хохлому.

Видео: Силуэтное вырезание

Аппликация с применением пластилина

Для МК подготовьте:

  • пластилин;
  • доску для лепки;
  • стеки (ножик для отрезания кусочков материала);
  • изображения чашки и чайника;
  • плотную основу (картон от коробки, ДСП);
  • ножницы;
  • клей.

Пошаговая инструкция:


Работа с зернами кофе и стразами

По контурной картинке плотно друг к другу наклеиваются кофейные зёрна в виде чайной пары. В результате получится оригинальный и ароматный декор для кухни. Помните, что зёрна плохо приклеиваются на ПВА. Для поделки лучше использовать резиновый или горячий клей.



Видео: Кофейное панно

Аппликации из ткани

Тканевые аппликации украсят грелку для чайника, чехол для кружки, панно. Элементы пришиваются к ткани с помощью швейной машинки плотным стежком.






Дошкольникам сложно освоить такое направление аппликации, но с ним справятся мамы. Однако и для детей найдётся работа: тканевые элементы вырезаются по типу бумажных с помощью трафаретов. Хлопчатобумажная ткань легко наклеивается на картонную основу клеем ПВА (прижимать и разглаживать наклеенный элемент тряпкой).

Видео: Чайные композиции из ткани

Идеи и трафареты

Не забывайте и про другую посуду. Аппликацией украшают тарелки, кастрюли, разделочные доски, ложки.

Программные задачи.

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности, с гжельской керамикой. Развивать связанную речь, обучая детей придумывать сказки: развитие действия, окончание. Учить задавать вопросы. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества (прикладное и устное народное творчество). Активизация словаря: нежная, тонкая, небесно – голубая; использование в речи фольклорных слов и выражений. Продолжать развивать интерес к методу обрывания. Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации. Воспитывать умение работать коллективно. Развивать мелкую моторику рук.

Материал для занятия.

Демонстрационный:

Выставка изделий гжельских мастеров.

Раздаточный:

Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя, голубая), кисточки для клея, клей.

Ход занятия.

Выставка гжельской керамики.

Сегодня я Вас приглашаю в сине-голубую сказку!

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Пошли как-то раз девушки, живущие в селе Гжель, полоскать бельё на реку. А в небе речка отражается. Река синяя - и небо в ней… синее.

Показали они мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. И стали они разукрашивать изделия всеми оттенками синего цвета. Подарила им цвета река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу.

А что это были за изделия? (посуда).

Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эту посуду?

Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать какая это посуда? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая, словно сделана изо льда).

Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее.

Что? (правильно эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне).

А из чего сделана посуда? (из глины)

По сей день в старинном городке Гжель работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Большого умения, труда и терпения требуется.

Я просила вас дома с родителями подобрать пословицы о труде.

Кто нам расскажет пословицу? (пословицы).

А сейчас мы с вами поиграем:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

(я изображаю различные движения, а дети повторяют за мной).

Но больше всего полюбилась людям нарядная, затейливая посуда. Вот о ней я вам и загадаю загадки:

«Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри –

Угощение внутри»

(сахарница)

«Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Однако, это не река,

Зовут её… (тарелка)»

«В неё наливают,

И её выпивают»

(чашка)

«В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та на спине»

(самовар)

А последняя загадка спрятана вот в этом сундучке. Отгадать, что находится внутри, вы сможете задавая вопросы, я же вам буду отвечать «да» или «нет». Поиграем?

Это посуда?

Из неё пьют? (чайная)

Из неё едят? (столовая)

Она для красоты?

Правильно, это ваза!

«А и где же это видано? А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла.

Чтоб зимою в саду роза расцвела?

Так бывает или нет? (объясните, почему не бывает)

Глядя на нашу вазу, о чём можно сказать? (А и где же это видано…)

Что за цветок?

Какого он цвета?

Бывают ли синие розы?

Помогите мне составить небылицу. «А и где же это видано? А и где же это слыхано? Чтобы на тарелке голубая роза расцвела».

Давайте придумаем про это сказку. Ведь сине-голубая роза – сказочная. И попала

Она в Гжель сказочным путём. Но вот как?

Присаживайтесь на стульчики, а я вам расскажу сказку. Только вот беда, начало у этой сказки есть, а конец придумайте сами.

«Жили-были в селе Гжели Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван исправно ходил на службу царскую, а Марья его в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то царь отправил Ивана за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы всем поведать какие мастера живут на Руси. Там и платки Посадские, и игрушки Дымковские, и посуда Хохломская.

Удивился царь заморский мастерству русских умельцев и хотел отблагодарить Ивана. А Иван в ответ: «Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену. Царь велел своему садовнику выбрать самую красивую розу и вручил её Ивану. Так и оказалась роза вместе с Иваном в России.

Может быть Иван вернулся домой зимой?

Что с ней могло произойти?

Как поступила Марья, когда увидела розу?

Какой подарок они могли отправить царю заморскому?

Кто придумал сказку?

А теперь давайте попробуем сделать гжельскую розу. Пойдёмте в группу за столы. Там нам будет удобнее.

У вас на столах силуэты посуды, один на двоих. Мы с вами будем делать розу методом обрывания. Посмотрите, какая роза получилась у меня. Каждый лепесток я делала из отдельного кусочка бумаги. Но у каждого синего лепестка есть голубой оттенок. У вас есть белая бумага, чтобы потренироваться.

Попробуйте, сделайте лепесток.

Получилось?

Молодцы!

Приступайте к работе.

Итог.

Как вы думаете, красивые гжельские розы у нас получились?

Итак, ребята, чем мы сегодня занимались?

Вам понравилось занятие?

Спасибо, занятие окончено.


ФЦКМ
Тема: «В гостях у гжельских мастеров».

Цели: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой, назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция; воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.

Материалы: гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки; скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух; книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»; иллюстрации с изображением гжельских предметов; значки каждому ребенку с изображением гжельского цветка-розетки на круге.

Ход занятия

Перед занятием воспитатель раздает всем значки с цветком – приглашение на выставку.

Выставка гжельской посуды в Русской избе. Дети называют знакомые предметы, их назначение. Воспитатель уточняет ответы детей.

Рассказ воспитателя

Вы пришли на выставку изделий, которые называются «гжель» по названию небольшого подмосковного поселка. Там на заводах создают фарфоровые изделия. Полюбились они людям, и слава о гжельских мастерах разнеслась по всей стране и даже за рубежом.

Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее-синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Все эти изделия сделали гжельские мастера. Смотришь – на каждый предмет и любуешься. Полюбуйтесь и вы. Гжелькие мастера – большие мастера. Одни чашки стройные, высокие, другие похожи на бочонок. И ручки у всех разные. Посмотрите на эту барышню – это масленка, а какая у нее юбка красивая, а кокошник, как роза.
Изделия делают скульпторы, художники, мастера.
Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор. (Показать первичные изделия на фотографиях). Затем, изделия обжигают в печи для того, чтобы они стали прочными.
Но самый интересный цех – живописный. Здесь работают художники – люди, которые расписывают предметы после обжига. (Показать фотографии с мастерицами цеха). И вот по белому фону из-под руки художника появляются волшебные узоры, сине-голубого цвета. Все изделия покрывают специальной глазурью, поэтому они такие блестящие.
По краю всех изделий располагают кайму. (Предложить детям рассмотреть самовар и сахарницу, назвать элементы украшения: полоска, точки, мазки, бордюры).

Чем украшена посуда? (Цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей).

Синие гроздья на синих рябинах,
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится…

Что больше всего вам понравилось на выставке изделий гжельских мастеров?
- Какие узоры были самые необычные? (Дети отвечают, рассуждают).

После занятия в группе организовывается выставка изделий с гжельской росписью. Рассмотреть их с детьми. Предложить посмотреть, есть ли дома такие изделия, и потом рассказать.

Рисование

Тема: «Зимнее одеяло».

Цели: продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели, с гжельской росписью; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить получать различные оттенки синего цвета, разбавляя синюю краску водой; видеть особенности цвета и его оттенка; расширять представление детей о художественном промысле; воспитывать любовь и уважение к русской культуре.

Материалы: гжельская посуда; изделия из ткани, украшенные гжельской росписью: салфетка, скатерть, фартук, рукавицы, рубаха, сарафан; у каждого ребенка квадрат белой бумаги 10*10, разделенной на четыре части по диагонали, гуашь синего цвета, палитра, бумага для упражнений, кисть.

Ход занятия

В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в этой деревне живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Воспитатель предлагает рассмотреть на выставке красивую посуду, изделия из ткани, украшенные гжельской росписью.
- Какие изделия вы видите?
- Чем они украшены? (Узорами.)
- На что похожи эти цветы? (На колокольчик, ромашки, розы, хризантемы.)
- Какого цвета краски используют мастера? (Синий, голубой.)

Звонкими волнами кружатся краски,
Чтоб заблестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.

Воспитатель предлагает детям составить несколько оттенков одного цвета. Показывает, как на палитре, добавляя воду, можно получить более светлые оттенки.
Дети учатся получать различные оттенки синего цвета. Затем, первый треугольник закрашивают цветом, следующие – оттенком, каждый светлее предыдущего.
В конце занятия дети при помощи воспитателя соединяют все квадраты и наклеивают их на основу. Получается большое полотно, похожее на зимнее одеяло.

Рисование

Тема: «Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины и оттенка, точки)».

Цели: продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели; учить видеть красоту скульптуры малой формы; составлять узор из прямых линий различной величины и точек; получать оттенок синего цвета (голубой) при смешивании гуаши синего и белого цветов; побуждать видеть красоту этих цветов; воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Материал: гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, сахарница, масленка, чашки, молочник; скульптуры малой формы: кошка, собака, петух, тигренок; иллюстрации с изображением гжельских предметов и основных узоров гжели; у каждого ребенка полоска бумаги 5*20 см, гуашь синего и белого цветов, кисти двух размеров, бумага белого цвета для смешивания тонов.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на выставку изделий из Гжели.

Дети рассматривают фигурки и посуду. Воспитатель обращает внимание на то, что фигурки похожи на игрушки – веселые, забавные, блестящие и все украшены краской одного цвета – синей и её оттенком – голубой; что посуду украшает кайма – узкая синяя тонкая полоса, внизу расположены точки или маленькие мазки.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели
сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам
зимы,
С таким же звонким званьем Гжель.
Н. Савченко

Воспитатель предлагает получить голубой цвет, смешав гуашь синего и белого цветов. Дети на отдельном листе бумаги смешивают два цвета, убеждаются в том, что при большем добавлении белой краски в синюю, голубой цвет становится светлее.
Далее дети выполняют задание – украшают полоску бумаги белого цвета узором: учатся проводить прямые параллельные линии разной толщины и оттенка, рисовать точки и кружочки.
В конце занятия дети вместе с воспитателем рассматривают все работы, прикладывая полоски к силуэтам 2-3 предметов.

Рисование

Тема: «Бордюры. Рисование каймы».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить рассматривать узор, выделять его элементы – точки, волнистые и дугообразные линии, петельки; учить рисовать бордюры на узкой полосе бумаги; побуждать видеть красоту синего и белого цветов; развивать эстетические чувства.

Материалы: гжельская посуда с вариантами украшения каймы, скульптура малой формы, бумага белая 10*20, разделенная вдоль на две части, гуашь синяя, кисть тонкая.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей на выставку гжельской посуды:

Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, издали пришла
И цветами расцвела?

Дети рассматривают варианты украшения посуды, с помощью воспитателя выделяют основные элементы узора: воспитатель показывает кайму, которая украшает всю посуду, - это либо тонкая прямая полоса, либо волнистая или дугообразная линии синего цвета, внизу которых расположены точки или маленькие мазки.
Затем, воспитатель предлагает детям выполнить упражнения на ознакомление с основными элементами бордюров. Показывает детям, как при выполнении работы необходимо держать кисть (тремя пальцами, перпендикулярно листу), объясняет, что рисовать линии следует кончиком кисти.
В конце занятия воспитатель организует выставку работ, хвалит всех ребят. Дети выбирают наиболее понравившиеся им работы.

Аппликация

Тема: «Гжельский цветок».

Цели: продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить видеть красоту посуды, изделий из ткани, украшенных гжельской росписью; учить вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветков; использовать в аппликации два оттенка синего цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Материалы: выставка изделий гжельских мастеров; иллюстрация с изображением цветка и бутонов; фланелеграф и части цветка; два полукруга темного оттенка (лепестки) для распустившегося цветка и два кружка разной величины для бутона, несколько синих и голубых полукругов (листья), полоска (стебель), подклеенные с обратной стороны фланелью; квадрат для показывания приемов вырезания. У одних детей квадраты 5*5 см и 4*4 см одного цвета, но разных оттенков, у других – квадраты 5*5 см и 2,5*2,5 см для бутонов; на двоих детей узкие полосочки 13*0,5 см (стебли); ножницы, клей, прямоугольные листы бумаги белого цвета для наклеивания аппликации.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что весной расцветает много разных цветов на лугах, на клумбах, в садах и в парках. Показывает иллюстрацию, на которой изображены распустившиеся цветы и бутоны. Поясняет, что у распустившегося цветка видны все лепестки, а у бутона лепестки еще свернуты и те, которые внутри, не видны.
Говорит, что сегодня дети будут учиться изображать распустившийся цветок и бутон. Но цветы эти будут не обычными, а сказочными – гжельскими.
Помещает перед ними фланелеграф, на котором были заранее прикреплены два голубых стебля (прямые полоски). Говорит, что бутон можно изобразить из двух кружков – большого и маленького. Лепестки его свернуты (прикладывает к стеблю большой круг), а те, которые внутри бутона, только начинают показываться (прикладывает маленький кружок так, чтобы он наполовину находил на большой). Спрашивает у детей, какого цвета большой и маленький кружки, из которых составили бутон (синего, но разных оттенков, большой светлее, а маленький темнее).
Далее воспитатель спрашивает: «Чего не хватает у нашего нераспустившегося цветка?». Дети отвечают.
Воспитатель продолжает: «Листья можно сделать из полукругов». Вызывает ребенка и предлагает ему прикрепить листья к стеблю.
Затем воспитатель выкладывает распустившийся цветок. Сначала верхние лепестки, которые немного раздвинуты, потом - нижние. Обращает внимание детей на то, что листья можно приложить к стеблю по-другому, чем у первого цветка, - выпуклой стороной вниз.
Предлагает детям выбрать, кто будет изображать бутон, а кто – распустившийся цветок.
Объясняет и показывает, как вырезать из квадрата круг (начинать следует с середины стороны квадрата и закруглять уголок идо середины другой стороны так, чтобы он отпал; отпасть должны все четыре уголка, тогда круг получится нужной величины).
Дети могут положить перед собой квадрат и пальцем показать, где они будут делать надрез ножницами, чтобы получился круг.
Воспитатель спрашивает детей, с чего надо начать работу. Все ли должны будут разрезать круг пополам для головки цветка? Дети отвечают.
В процессе работы воспитатель следит, чтобы дети, вырезая круги, использовали всю поверхность квадратов, левой рукой плавно поворачивали квадрат навстречу лезвиям ножниц; советует начинать с головки цветка, а потом приклеивать стебель.
В конце занятия все работы выкладываются на стенд вплотную друг к другу. Получается красивое гжельское панно из аппликаций.

Тема: «Знакомство с гончарным искусством. Лепка посуды (чашка с ручкой)».

Цели: познакомить детей с гончарным искусством; развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям; продолжать учить рассматривать изделия мастеров Гжели, узнавать знакомые предметы; познакомить с материалом для лепки – глиной; учить лепить чашку из глины способом вдавливания, раскатывания и примазывания; прививать любовь и уважение к труду народных умельцев.

Материалы: иллюстрации с изображение гончарной мастерской, посуда: тарелки, чашки, блюдо, чайник, украшенные гжельской росписью,
глина, влажные салфетки и губка.

Ход занятия

На доске помещены иллюстрации с изображением гончарной мастерской; на столе – выставка керамической посуды, украшенной росписью.
Воспитатель. Глиняную посуду в давние времена сначала лепили руками, а потом придумали гончарный круг, который давал возможность быстрее лепить посуду. Затем, мастера обжигали вылепленную посуду и украшали узором, который придумывали сами. Волнистая линия – это вода, прямые линии изображали землю, точки – семена, косые линии – дождь.
Далее, воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку керамической посуды.
Воспитатель.
- Что стоит на нашей выставке? (Посуда.)
- Какая она? (Блестящая, красивая.)
- Для чего нужна эта посуда? (Назначение посуды.)

Верь ты мне или не верь,
Но всех краше – роспись Гжель.
Чашки, чайники и блюда –
Вся посуда – просто чудо!

Воспитатель предлагает вылепить чашку способом вдавливания, уточняет способ присоединения ручки к чашке – примазывание, напоминает о том, что при работе с глиной необходимо постоянно увлажнять руки тряпочкой. Педагог оказывает необходимую помощь в ходе занятия, подсказывает, как лучше передать форму изделия, сделать чашку более устойчивой, загладить неровности влажной губкой.
В конце занятия дети ставят свои поделки на стол и рассматривают их, сравнивают с посудой, изготовленной гжельскими мастерами. Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на красоту формы чашек, вылепленных детьми.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества

муниципального образования Новокубанский район

Конспект занятия

«Орнамент гжель (аппликация)»

Методист

Бондаренко Марина Анатольевна

Новокубанск, 2014 год

Конспект занятия «Орнамент гжель (аппликация)».

Дата проведения: 26.03.2014 г.

Цели:

Познакомить учащихся с Гжельской росписью, особенностью промысла.

Научиться выполнять узоры в технике Гжельской росписи.

Сформировать навыки составления декоративной композиции.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)

Задачи:

Стремление к самостоятельной творческой деятельности;

Развитие творческого потенциала учащихся в условиях активизации воображения и фантазии;

Проявление интереса к истории и культуре своего народа;

Развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы (от простого - к сложному);

Умение самостоятельно создавать эскиз будущего узора;

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;

Самостоятельное моделирование узора гжельской росписи;

Взаимодействие с педагогом и друг с другом во фронтальном режиме.

Оборудование и материалы:

Презентация «Орнамент гжель (аппликация)»;

Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров;

Художественные материалы;

Иллюстрации с изображением гжельской росписи.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте дорогие ребята!

Учащиеся: Здравствуйте!

Добрый день всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества, стать настоящим мастером промысла.

Вступительное слово педагога.

Сегодня я хочу начать наше занятие со стихотворения.

Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!

П. Синявский

Постановка цели занятия.

С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на занятии?

Учащиеся: Гжельская роспись

А что же, ещё мы с вами должны узнать на занятии?

Учащиеся: Наверное, мы должны узнать историю гжельской росписи.
- Должны научиться вырезать элементы гжельской росписи.

Новый материал. Показ презентации «Орнамент гжель (аппликация)»

Гжель (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками. А иногда написана тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всех поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках.

Кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. Кувшины, тарелки, блюда, чашки и многое другое.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Итак, мы с вами на миг очутились в мастерской Гжели. Понравились ли вам изделия, расписанные Гжельской росписью?

Скажите, пожалуйста, за что же всем нравится Гжель?

Ответы учащихся.

Она нравится, прежде всего, своим цветом.

Бело-синий.

Да, прежде всего своим цветом.

Педагог: всем удачи! Приступаем к работе.

Практическая работа

Задание:

1.Нарисовать на бумаге понравившиеся элементы гжельской росписи (сделать шаблон) и вырезать из цветной бумаги.

2. Распределить на листе вырезанные элементы гжельской росписи и приклеить.

Анализ выполненных работ.

Замечательно ребята! Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.

Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихся)

Чем замечательны ваши орнаменты?

О чем вы думали, когда выполняли их?

С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?

Выслушиваются мнения нескольких учащихся.

Что вы будете делать со своими поделками?

Итог занятия.

1.Керамика – что означает это слово?

2.Недалеко, от какого города находится деревня Гжель?

ывапрол

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель » - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда , сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Для создания данной аппликации возьмём шаблон красивого чайничка .

Вырезаем много много сердечек разного размера и складываем их пополам.

Начинаем заполнять нашу форму.

Делаем композиционный цент из крупных сердечек, а потом фантазируем.

Вот такой чайничек в стиле "гжель " у нас получился.

Публикации по теме:

Недавно проводила с ребятами занятие "Сказочная Гжель" ЦЕЛЬ: -Ознакомление детей с русскими народными промыслами; в частности, с гжельской.

Предлагаю мастер - класс по ИЗО. Гжель. Рисование узору на бумажной тарелочке. По моему просто и красиво преподнести детям этот вид народно.

Гжель. Роспись тарелочки Цели:продолжать знакомство с русскими народными промыслами; познакомить с гжельской керамикой; воспитывать чувство гордости за творчество.

Работа воспитательницы старшей группы № 1 "Сказка" Борониной М. Е. Работа воспитанницы старшей группы № 1 "Сказка" шестилетней Анны Неумоиной.

Недавно решила пофантазировать. и так родилась объёмная аппликация в стиле "Гжель" из вырезанных сердечек. Скоро в детском саду буду знакомить.

Продолжаю вырезать сердечки, это так затягивает. хочется вырезать и вырезать. На этот раз решила сделать друга для тарелочки. Всё.

Уважаемые коллеги и гости моей странички, хочу познакомить вас с моим хобби. Кто-то занимается коллекционированием марок, старинных монет,.