Одна из моих студенток на курсе «Ваш зеркальный Canon. Основы работы с камерой» Наталья решила сфотографировать яблоки. Такой красивый фрукт, казалось бы, только и требует того, чтобы нажать на кнопочку затвора — и сразу получится хорошая фотография. На деле оказалось, что для хорошего результата нужно приложить еще и немного усилий. Давайте посмотрим на допущенные Натальей ошибки.

Что здесь не так?

— резкость ушла на стену;

— формы объектов искажены;

— снимок получился желтым;

— поверхность стола некрасиво наклонена;

— фотография сильно обрезана.

Почему это происходит?

Когда мы очень близко подходим к такому ряду яблок, то камера физически не может сфокусироваться на первом или втором из них, это определяется минимальной дистанцией фокусировки отдельно взятого объектива. Резкость уходит вглубь снимка и выделяет ненужный участок, а весь первый план остается размытым.

В том, как именно будут выглядеть снимаемые вами яблоки, важную роль играет фокусное расстояние объектива. В широкоугольном положении объектива (этот снимок сделан с помощью фокусного расстояния 27 мм), при непосредственной близости от объекта съемки, мы получаем увеличение объекта на переднем плане и постепенное уменьшение объектов к заднему плану. Хотя на самом деле все яблочки одинаковы по размеру!

Не стоит забывать и об удобстве восприятия снимка. Начинающим фотографам кажется, что любой неожиданный наклон камеры поможет сделать снимок оригинальнее. К сожалению, чаще всего это приводит к тому, что на результатах таких экспериментов просто трудно задерживать внимание. То же самое и с изменением привычной нашему взгляду форме кадра — когда прямоугольная фотография превращается в узкую полоску, старательно обрезанную ровно по форме изображенного. Проблему организации пространства лучше решать заботой о композиции.

И последняя, но очень частая ошибка при съемке в помещении заключается в том, что многие забывают подобрать баланс белого, оставляя его заботам автоматики. Кадры получаются то синими, то красными, объекты теряют свои естественные цвета. А ведь это занимает всего пару секунд. Любая современная камера предлагает своему владельцу стандартные решения — предустановку баланса белого. Стоит только подсказать ей в каких условиях вы снимаете и будьте готовы получить естественные оттенки.

Решаем проблему вместе!

Для создания снимка нам понадобятся:

— яблоки;

— торшер;

— плотная белая бумага;

* Свет от торшера дает желтый оттенок, поэтому находим в меню фотоаппарата установку баланса белого и выбираем из списка предустановку «лампа накаливания». Можно настроить баланс белого и по листу, но это потребует чуть больше времени и знания комбинации кнопок (она подробно описана в инструкции к вашему фотоаппарату).

*Чтобы подсветить плотные тени, мне понадобились листы бумаги, которые были укреплены рядом с яблоками. Часть света от торшера отразилась от бумаги на темные бока яблок, подсветив их и отбрасываемые ими тени. А самое первое яблоко еще и стало выглядеть объемнее.

Давайте посмотрим на расположение источника света и отражателя относительно яблок:

А теперь сравним результат:


* Для того, чтобы получить стройный, аккуратный ряд яблок, отходим на некоторое расстояние от стола и используем большее фокусное расстояние (проще говоря, зум) вашего объектива. Фокусное расстояние, которое использовала я — 85 мм.

* Решено сфокусироваться на втором от камеры яблоке. Чтобы выделить его, выставляю значение диафрагмы f4 (это стандартное минимальное значение для большинства объективов). Чем шире открыта диафрагма, тем светлее кадр и меньше глубина резко изображаемого пространства. Объекты перед и за яблоком оказываются размытыми.

* Так как снимок делается в условиях недостаточного освещения, а диафрагма уже максимально открыта, думаем, что ещё можно такого покрутить в камере, чтобы сделать снимок светлее. Первое что приходит на ум — поднять ISO. Глядя на свой снимок, весь покрытый точечками, вы же сами и нахмурите брови, ведь чем выше это значение, тем хуже качество фотографии из-за шума. Остается возможность увеличить выдержку. Так и поступим. Чтобы снимок не вышел смазанным, камеру нужно хорошо укрепить на штативе или в любом другом устойчивом месте. Все эти снимки делались с упором камеры на обычный стул.

В итоге получился вот такой снимок:


Итоговые параметры съёмки:
ISO: 100
Диафрагма: f/4,0
Выдержка: 1/13s

Как видите, совершенно простыми средствами мы получили аккуратную, объемную фотографию без искажений объектов, с точной фокусировкой и естественными цветами.

Цель каждого фотографа, снимающего натюрмортные сцены - максимально привлечь внимание зрителя, создать снимок, который бы хотелось распечатать, поставить в рамку и наслаждаться его видом. Однако фотография имеет более краткую "настенную жизнь", чем, к примеру, живописные картины. Многое объясняется тем, что художник получает максимальный контроль и свободу художественного самовыражения в каждом миллиметре своего полотна и ограничен только кругом своего виденья и талантом.


Фотограф же, в свою очередь, принимает вызов запечатлеть изображение так, как оно выглядит в реальности, и если он тщательно не продумает каждый элемент экспозиции, снимок рискует попасть в категорию "почти идеально". Для большинства любителей натюрмортной фотосъемки наиболее сложной задачей является освещение. Понимание природы света, а также умение контролировать и изменять его максимально приблизит вас к осознанию того, что фотограф должен "рисовать светом".

В этом уроке мы продемонстрируем вам несколько основных приемов освещения и техник фотосъемки, а также ознакомим с основами искусственного освещения и покажем, как наилучшим образом его использовать в ваших целях.

Рассматриваемые вопросы:
Как не следует снимать натюрморты
Установка простого студийного света
Переключение в ручной режим
Коррекция баланса белого
Установка основного света
Добавление второго источника света
Изменение положения света
Создание снимка с контровым освещением
Настройка каждого источника света по отдельности
Съемка в режиме B&W и Sepia

Используемое оборудование:
Камера/Объектив
- Olympus EVOLT E-500
- Olympus 14-45mm f/3.5-5.6 Digital Zuiko Zoom Lens
Устойчивый штатив
Набор осветительного оборудования

Как не следует снимать натюрморты

Для начала рассмотрим, как не следует снимать натюрморты. В нашем случае использовалась камера Olympus EVOLT E-500 в основном из-за возможности съемки как в AUTO, так и в ручном режиме. Важно отметить, что Вы обязательно получите просто "ужасные" результаты, если будете снимать в режиме AUTO.

Купив в цветочном магазине цветы каллы, мы поставили их в вазу и положили на стол на фоне стены. Затем мы установили экспозицию в режим AUTO, активировали встроенную вспышку и сделали снимок (изображения 1 и 2).


Ужасно, не так ли? Но даже слово "ужасно" применяется, когда на изображении присутствует, по крайней мере, какой-то элемент, привлекающий внимание зрителя. Но не в данном случае. Для этого результата приговор более сильный - скучно.

Снимать красивые цветы подобным образом сравнимо с игрой на фортепиано в зимних перчатках. Вы, возможно, и справитесь с заданием, но кто захочет на это смотреть?

Установка простого студийного света


Чтобы наглядно проиллюстрировать основные техники освещения для этих цветов, было решено выделить место на съемочную площадку в небольшой комнате (2,4х2,4 м. и высотой 2,4 м.). Для освещения мы использовали набор, состоящий из двух источников света. Каждая единица включает параболический рефлектор, лампу мощностью 250 Вт, провод с включателем и стойку (изображение 3). Мы внесли деревянный стол, установили его возле стены и поставили на него вазу с каллами. Источники были расположены по обе стороны установки, мы прикрепили камеру к штативу и настроили ее.

Переключение в ручной режим
Первое, что мы сделали, это отключили вспышку. В случае с Olympus EVOLT E-500 - это означает просто опустить вспышку вниз до получения щелчка. Если вы используете другую камеру, обратитесь к инструкции пользователя, чтобы отключить вспышку. Следующим делом мы изменили режим экспозиции на ручной M (Manual), чтобы иметь возможность выставлять выдержку и диафрагму вручную (изображение 4).


Коррекция баланса белого

Наконец, нам понадобилось настроить баланс белого таким образом, чтобы цвета на нашем изображении были нейтральными или сбалансироваными, для этого мы использовали настройку Tungsten (лампа накаливания). Чтобы изменить баланс белого в EVOLT E-500, сначала нужно нажать кнопку WB на задней панели камеры, затем с помощью кнопок направлений выбрать иконку "лампочка" (Tungsten/3000K). Для подтверждения выбранной настройки нажмите кнопку OK (изображение 5).


Чтобы узнать больше о настройках цветовой температуры и баланса белого, читайте наш урок "Настройки баланса белого в цифровой зеркальной фотокамере при съемке в помещении".

Установка основного света

Когда камера была окончательно настроена, мы включили один источник света и поставили его немного в сторону, чтобы передать текстуру лепестков цветка. Преимуществом работы с постоянным освещением является то, что вы можете наблюдать эффект на объекте съемки по мере изменения света.

Настроив свет по нашему усмотрению, мы сняли несколько тестовых кадров, изменяя настройки диафрагмы и выдержки для достижения лучшей глубины резкости, в результате была выбрана следующая комбинация, как наиболее оптимальная (изображения 6 и 7). Чтобы узнать больше о глубине резкости, читайте наш урок "Контроль над глубиной резкости при съемке на отрытом воздухе".




Как видно из полученного изображения результат значительно улучшился по сравнению с предыдущим снимком со встроенной вспышкой. Поскольку свет падал под наклоном со стороны, нам удалось захватить больше деталей в текстуре лепестков. Такой способ освещения под углом также помогает придать цветам большую глубину и объемность.

Несмотря на изменение снимок все же получился высококонтрастным, на изображении заметно, что левая часть цветов осталась в тени.

Добавление второго источника света

На данном этапе множество людей посчитало бы, что лучшим способом минимизировать контраст и осветить левую часть калл стало бы добавление второго источника света с противоположной стороны под примерно таким же углом, как и первый.

Давайте посмотрим, что получится, если так сделать (изображения 8 и 9).




Результат вышел интересным. Второй источник света, несомненно, прибавил больше света в левой части объектов съемки, но при этом он выровнял общее освещение так же, как и текстуру лепестков, которую мы получили в первом результате. Если смотреть на снимок в целом, то это действительно шаг вперед по сравнению с результатом, сделанным с помощью встроенной вспышки, но все еще скучно. Также обратите внимание, что задний фон, хотя и обеспечивает определенный контраст, все же слишком однородный и неинтересный.

Изменение положения света

На следующем этапе было решено немедленно отключить второй источник света и немного изменить положение первого источника, чтобы получить нечто подобное к тому, что нам удалось сделать при использовании только одного источника света. Мы также поменяли положение вазы с цветами для создания лучшей композиции в кадре.

Когда первый источник света находился в нужном месте, мы взяли второй, придвинули его ближе к заднему фону и направили прямо на стену. Второй источник выполнял две задачи: во-первых, освещал стену, создавая тональный переход, а во-вторых, отражал свет от стены в тени на левой части объекта съемки (изображения 10 и 11).

После установки света мы сделали следующий снимок (изображение 12).


Как видно из полученного результата, снимок выглядит намного динамичней. Нам снова удалось добиться хорошей детализации на лепестках, области теней уже не настолько темные, композиция получилась боле интересной, а задний фон, постепенно переходящий от одного оттенка к другому, придал общее ощущение объемности.

Создание снимка с контровым освещением


В качестве эпитетов для описания этого снимка подойдут следующие: "приятный", "успокаивающий", "милый":Существует хорошее упражнение, которое поможет вам улучшить результат. Покиньте на некоторое время комнату, войдите снова и постарайтесь посмотреть на кадр или изображение объективно. Какие определения приходят в голову? Являются ли они теми эмоциями, которые вы стремились вызвать у зрителя? Помните, что инструменты освещения и то, как вы их будете использовать, в значительной мере выразится в эмоциональном качестве изображения.

Так, к примеру, припустим, что вы бы хотели изменить кадр из "приятного" на "драматичный". Что бы вы делали для этого? В нашем случае было решено применить очень эффективный метод, так называемое "контровое освещение" или "эффект ореола". По сути, этот способ освещения позволяет подсветить объект съемки сзади, создавая при этом красивый контур на заднем фоне, захватывая видимые элементы текстуры, при этом передняя часть получается немного затемненной, что придает освещению более драматичный эффект (изображение 13).

Для начала мы включили задний левый источник света, направили его на объект съемки с тыловой стороны и повернулись на место, чтобы увидеть, как свет повлиял на сцену. После небольших изменений в положении обеих источников и цветов мы сделали следующий снимок (изображения 14 и 15).


Это и есть та "драматичность", о которой мы говорили. Результат получился очень выразительным, высококонтрастным, это означало, что изменения были сделаны в правильном направлении. Обратите внимание, насколько лепестки и стебельки четко отделились от фона, придав снимку еще большее ощущение объемности. Также заметно, что небольшое количество света от одного источника пролилось на задний фон, создав на нем интересный тональный переход.

Настройка каждого источника света по отдельности

На следующем этапе мы выключили этот источник слева и включили правый. Мы рекомендуем начинать с искусственного освещения, чтобы выработать привычку настраивать каждый источник отдельно. Намного проще увидеть эффект от одного источника и изменять его, чем когда два или больше источника включены одновременно. Несмотря на то, что сначала это может показаться трудным, но вы будете удивлены, как долго вы можете промучиться, когда имеете дело с несколькими источниками одновременно, особенно когда в вашу установку подключено все больше осветительных элементов.

Когда второй источник света был установлен в нужном месте, мы сделали следующий снимок (изображения 16 и 17).


Мы снова получили очень драматичное освещение, но на этот раз с противоположной стороны. На этом этапе мы были готовы приступить к съемке с двумя источниками, чтобы увидеть их совместный эффект (изображения 18 и 19).



В результате мы получили именно тот вид, к которому стремились. Каждый источник света очень эффективно осветил цветы, резко выделив их на красивом переходящем фоне. А благодаря своему положению источники не влияют негативно друг на друга, как это было заметно на изображении 7.

Съемка в режиме B&W и Sepia

Наконец было решено применить классический подход и сделать несколько альтернативных снимков в режиме grayscale (полутон) (черно-белое) и сепия. Камера EVOLT E-500 оснащена этими, а также другими режимами, доступными с помощью всего нескольких нажатий кнопок.

Чтобы изменить настройку на режим Полутон, нужно просто нажать кнопку Menu на задней панели камеры и с помощью кнопок направлений выбрать Picture Mode, а затем Monotone, после этого нажать кнопку OK (изображения 20 и 21).




В одно мгновение мы получили прекрасный черно-белый снимок! Благодаря драматичному, высококонтрастному освещению эта сцена была хорошо передана в резких черных, белых и серых тонах.

Придерживаясь этой же линии, мы решили сделать снимок немного теплее и использовали для нашего последнего снимка цветовой режим Sepia (изображения 22 и 23).





Как видно из этих трех последних результатов (изображение 24), существует множество способов, с помощью которых можно улучшить снимок, придав ему разные настроения. Чем больше вы стаете опытным в технике освещения и фотосъемки, а также чем больше вы экспериментируете и придаете разные настроения изображению, тем лучше вам удается создавать снимки, которые хочется распечатать, поставить в рамку и наслаждаться их видом.

Здравствуйте, друзья! Продолжаем знакомство с теорией фотографии.

Натюрморт - один из популярных и любимых жанров и сегодня мы хотим рассказать об основных принципах и правилах его фотографирования.

При съемке натюрморта перед каждым фотографом стоит основная задача – расположение предметов композиции, их связь между собой, а также точная передача на плоскости фотоснимка формы предметов и их объема.

Выбор объекта

Что вы фотографируете, полностью зависит от вас. Если оглянуться вокруг, можно найти множество интересных и увлекательных вещей, которые достойны кадра. Не следуйте стереотипам и не снимайте исключительно цветы и фрукты, возможных объектов съемки гораздо больше. Нестандартность мышления, приветствуется даже в самом стандартном жанре.

Обращайте внимание на вещи вокруг себя, старайтесь найти образы и сюжеты для натюрморта в обычных бытовых вещах. Смотри на тот, или иной потенциальный объект съемки под разными углами и с разных сторон.

Освещение

Освещение для съемки натюрморта не обязательно должно быть дорогим, вполне можно обойтись и подручными приборами.Использовать стандартные лампы можно очень продуктивно, если знать как с ними работать. Обязательно попробуйте подсветить объект с разных сторон, вариант с прямым освещением не всегда удачен, а иногда, просто скучен. Если у вас есть яркий и красивый источник света из окна попробуйте фотографировать и с ними. Иногда приходится использовать отражатель, особенно при съемке с естественным светом. Если у вас нет отражателя, вы можете создать его своими силами, например, из фольги и картона.

Если поверхность предмета имеет неоднородную или выраженную текстуру, самым лучшим образом ее можно показать, используя боковое освещение. Если свет падает сбоку, он хорошо прорисовывает детали.

Отражающие поверхности

Особого внимания заслуживают предметы со стеклянными или металлическими поверхностями, то есть любые блестящие объекты, поверхность которых создает блики и отражения света. Съемка таких предметов достаточно сложна, но в то же время очень привлекательна, поскольку объекты из стекла или хромированного металла могут интересно смотреться в кадре. С ними можно экспериментировать и творчески подходить к самому процессу съемки.

На что в первую очередь обратить внимание при съемке предметов из стекла, чтобы получать качественные результаты?

1. Отключите вспышку

Она дает очень яркий и резкий свет, способствующий возникновению бликов и отражений, портящих изображение.

2. Используйте равномерное освещение.

Это наилучшим образом позволяет подчеркнуть форму предмета, выявить его объем. В случае со съемкой какой-либо стеклянной вещи правильное, равномерное освещение также помогает показать матовость или фактуру стекла. Обычно стекло смотрится лучше, если освещено сзади
рассеянным светом. Таким светом можно подсветить жидкость, налитую в бокал или стакан. Другой свет, идущий сбоку, эффектно подчеркивает форму бокала.

3. Выбирайте правильный фон

Действительно, фон играет значимую роль при съемке стекла и вещей с гладкими, бликующими поверхностями. Лучше всего применять однотонный фон для точной передачи формы предмета и мелких деталей. Классикой является белый или черный фон. Иногда интересные эффекты можно получить, если сфотографировать стекло на фоне ткани с многочисленными складками или объекта, имеющего какую-либо сложную структуру. Правда, здесь нужно следить за тем, чтобы форма предмета из стекла не затерялась на таком сложном фоне.

5. Боремся с бликами

Существует несколько способов борьбы с бликами и нежелательными отражениями на блестящих поверхностях. Например, можно попробовать внести стеклянное изделие с холода в теплое помещение, либо же наполнить его ледяной водой. Фотографировать нужно сразу же, когда стеклянная поверхность немного запотеет, и на ней еще не успеют образоваться крупные водяные капельки. Поверхность на время превратиться в матовую и некрасивые блики исчезнут. Можно перед самой съемкой положить в стеклянный фужер или вазу кусочек льда – эффект будет тот же самый. Этот способ можно использовать и для съемки металлической посуды.

Незаменимым при съемке стеклянных предметов может стать поляризационный фильтр. С его помощью можно убрать значительную часть световых бликов. Поляризационный фильтр хорошо использовать при фотографировании сквозь стеклянные поверхности, а так же при съемке изделий из стекла, фарфора, полированного или лакированного дерева, пластика.

Штатив и углы съемки

В зависимости от освещения, вам может понадобиться использовать штатив. Он поможет вам использовать длинные выдержки и при этом создавать красивые кадры.

Постарайтесь сделать так, чтобы штатив ни ограничивал вас. Меняйте углы и точку зрения, не ленитесь лишний раз переставить, или перенастроить камеру и по-новому устанавливать её на штатив. Иначе, вы получите целую серию однотипных, даже скучных, кадров с небольшими изменениями сюжета.

Фон

Наличие красивого и удачного фона – это уже половина успеха натюрморта. Лучше всего, когда фон при съемке будет простым, таким, чтобы не отвлекал от предметов натюрморта. В качестве фона неплохо подойдут однотонно окрашенные стены или большой лист белой или цветной бумаги с простым узором, или вообще без него.

Подумайте о том, как фон контрастирует с предметом. Если вы не хотите снимать на простом фоне, то подумайте какой бы оттенок хорошо и гармонично смотрелся с вашим кадром и смог бы дополнить образ натюрморта. Для небольших объектов вам не понадобится фон, как таковой, но вместо этого потребуется поверхность для размещения предметов. Тут в качестве фона хорошо будет смотреться черный бархат или просто сплошная черная поверхность, которая хорошо поглощает свет.

Композиция натюрморта

Композиционный элемент вашей фотографии - это важнейший компонент удачного снимка. Создавая композицию фотографии, учтите правило третей, подумайте, как их можно применить в вашем кадре, чтоб создать сильную композицию.
Чтобы создать интересную и запоминающуюся фотографию очень важно мыслить нестандартно. Куда падает взгляд при просмотре? Как вы используете пустое пространство в кадре? Как преподнести предмет зрителю, что бы он смотрелся максимально привлекательно и выигрышно? Ответив на эти вопросы, вы сможете создать хорошую композицию и удачно сфотографировать натюрморт.

Атмосфера и настроение

Как бы смешно это не звучало, но на качество создаваемых фотографий влияет атмосфера и ваше настроение. Причем это правило работает не только при съемке натюрмортов. Когда вы расслаблены, сосредоточены и получаете удовольствие от процесса съемки, можете быть уверены в успешности своих попыток. Фотографируя натюрморт, важно никуда не спешить.
В отличие от уличной и репортажной съемки, где состав кадра все время меняется и нужно вовремя успеть сделать снимок, натюрморт статичен. На создание одной фотографии натюрморта у вас может уйти столько времени, сколько вы пожелаете. Именно поэтому, следует уделять внимание мелочам и готовиться к кадру столько, сколько потребуется. Установите освещение, объекты съемки и присмотритесь, что получается, если нужно, внесите коррективы и приступайте к фотосъемке.
При съемке натюрмортов у вас не будет никаких оправданий нечетких и смазанных кадров. У вас есть неограниченное количество времени для того, чтобы сфокусироваться.


Вдохновение в классике

Создавая собственные натюрморты, думая об освещении, композиции и идее, не забудьте обратиться за помощью и вдохновением к классикам жанра. Живописные натюрморты создаются уже на протяжении сотен лет. Возможно, вы найдете ответы на многие из своих вопросов в картинах художников Возрождения или современных фотографов.
Изучение картин поможет вам думать о форме, оттенках и цветах. Изучение различных решений приведет к созданию собственных неповторимых образов в фотографиях.


Пришло время фотографировать!

Выберите подходящий день, когда вы точно знаете, что не будете отвлекаться и торопиться. Объедините все полученные ранее советы и приступайте к работе.
Подготовьте требуемые компоненты натюрморта, зарядите и настройте фотокамеру, позаботьтесь об освещении и творите. Можно попытаться фотографировать с открытой диафрагмой f/1.8, если у вас есть светосильный объектив, он поможет в достижении художественного размытия фона.
И помните, что натюрморт – это не только композиция из овощей, фруктов и цветов, это может быть что угодно. Найдите предмет, который вдохновит вас, и фотографируйте его!

Использованы материалы сайтов:

Нет ни одного вида фотографии, который был бы настолько стар, как съемка натюрмортов. Когда только начали появляться первые фотоаппараты, для снимков требовалась очень долгая выдержка, поэтому статические вещи были идеальными субъектами. Однако, несмотря на развитие технологий восхищение от натюрмортов осталось, и они до сих пор считаются самым ярким видом фотографического искусства.

Помимо всего прочего, съемка натюрмортов может быть прибыльным бизнесом, так как журналам, каталогам, арт галереям и вебсайтам всегда нужны фотографии продуктов. Есть множество преимуществ работы с этой сферой, которые часто недооценивают. Надеюсь, что после прочтения этого урока вы увидите её возможности для креативности и попробуете сделать несколько снимков самостоятельно!

Не спешите с самого начала

Вопреки частым предрассудкам, вам не нужна студия или красивая местность для начала работы с натюрмортами. Начать можно, просто используя свободное место дома, например, поставить стол у окна, найти задник и установить пару ламп.

Эта сфера значительно отличается от ландшафтной или портретной съемки, где у вас есть субъект, скажем, потрясающий горный пейзаж или модель. У них есть множество переменных, но креативное содержимое зависит от фотографа.

При съемке натюрмортов переменных намного меньше. У вас есть полный контроль над ситуацией, включая субъект, но нужно очень креативно мыслить, чтобы запечатлеть его интересно и привлекательно.

1. Выберите субъекты, которые вам интересны

Что фотографировать полностью зависит от вас. Посмотрите дома, может вы найдете что-то простое, но интересное для начала. Не обязательно делать фотографии фруктов или цветов только из-за того, что так делают все. Не ограничивайте себя и будьте амбициозны.

Если, гуляя, вы заметили что-то интересное, возьмите его домой (только не воруйте!) или запишите в блокнот, чтобы не забыть опробовать в качестве субъекта. Поначалу старайтесь избегать отражающих поверхностей, таких как стекло и металл, так как с ними очень сложно работать в плане освещения. После того, как овладеете навыками съемки одного предмета, попробуйте что-то новое, объедините объекты разной формы, цвета или текстуры и посмотрите, что выйдет.

2. Настройте правильное освещение

Освещение не должно быть дорогим. Я точно знаю, что набор студийных прожекторов вне моего бюджета, поэтому для работы с натюрмортами мне приходится использовать любое доступное освещение, часто включающее даже дневной свет.

Помните, что можете полностью контролировать снимок, поэтому, если хотите, найдите комнату, в которой можно блокировать весь естественный свет при помощи жалюзи или занавесок, чтобы полностью самостоятельно осветить субъект.

Обычные настольные лампы при правильном использовании могут принести отличный результат. Опробуйте разные варианты расстановки ламп - не обязательно полностью освещать субъект спереди, боковое и заднее освещение также добавит интерес, тени и глубину снимку. В качестве альтернативы можно выбрать комнату, которая хорошо освещается через окно и использовать это в свою пользу. Естественный свет, исходящий из одного направления, полноценно осветит ваш субъект. Если нужно, дополните его лампой или рефлектором.

Пара студийных прожекторов. Снимок: Tyler Hendy

3. Купите штатив и снимайте под разными углами

В зависимости от ситуации с освещением может потребоваться штатив и ДУ пульт для спуска затвора. Я рекомендую использовать эти приспособления, так как они помогают наблюдать и работать с субъектом. Такая установка также позволит использовать более долгую выдержку, нужную для мелкой апертуры, с которой можно правильно сфокусироваться.

Однако, не дайте статике заглушить вашу креативность. Очень легко забыть о том, что камера была в одном положении в течении всей съемки. Не забывайте варьировать углы и высоту камеры. В противном случае вы получите целую кучу снимков, снятых с одного положения без какого-либо разнообразия. Варьируйте свою работу. Попробуйте снимать на уровне субъекта или с высоты птичьего полета, направив камеру сверху вниз. Будьте осторожны при перемещении, чтобы не заслонить свет!

4. Подберите правильный фон

Подходящий задник для субъекта играет ключевую роль в успешности снимка. Лучше всего, когда он простой, аккуратный и не мешает субъекту. Одноцветная покрашенная стена или большой лист белой/цветной бумаги - идеальный вариант.

Подумайте о том, как ваш выбор фона совмещается с субъектом. Хотите ли вы нейтральный фон, или есть тона, которые могут дополнить оттенки субъекта. Для меньших предметов может не понадобиться задник, но вместо него нужна поверхность, на которую их можно положить. Отличный выбор - черный вельвет, так как он поглощает свет и выглядит как равномерная черная поверхность.

5. Скомпонуйте снимок

Композиционный элемент натюрморта - абсолютно важнейшая часть уникальности и привлекательности работы. Подумайте о правиле третей, как его можно использовать в своем снимке для получения правильной композиции. Убедитесь, что в кадре нет отвлекающих предметов, только субъект и фон.

Варьируйте композицию субъекта во время съемки и не ограничивайте себя рамками. Куда нужно направить взгляд? Используете ли вы негативное пространство или стоит попробовать заполнить кадр? Для чего это используется? Можно ли поместить его в контекст или предмет лучше смотрится самостоятельно?

6. Если нужно, потратьте на работу целый день

Я часто замечаю, что смысл, который я вкладываю в снимок зависит от причины работы с ним. Если я просто фотографирую для удовольствия (а не выполняю чей-то заказ), я не так строго проверяю точное соблюдение всех аспектов. Это плохая привычка, от которой мне хочется избавиться, но, когда дело доходит до съемки натюрмортов, нет причин не делать все абсолютно правильно. У вас множество времени, чтобы хорошо поработать!

В отличие от ландшафтной съемки, свет не меняется так стремительно и в отличие от портретов, вашему субъекту не надоест долго сохранять одно положение. Пользуйтесь этим, расположите субъект, настройте освещение, фон и камеру, сделайте несколько снимков, затем немного переставьте элементы и попробуйте еще раз. Если замечаете, что ничего не получается, оставьте все как есть, сделайте чашку чая и вернитесь со свежим взглядом.

Еще одно преимущество - у вас нет отговорок, чтобы не делать чистые и резкие фотографии, не жалейте времени на правильное освещение и фокусировку. Если есть возможность, возьмите макрообъектив - он идеален для такого вида работы. Однако, если его нет, переведите камеру в макро-режим, получив максимальный шанс запечатлеть мелкие детали субъекта.

7. Вдохновляйтесь работами мастеров

Если у вас возникают проблемы с освещением, компоновкой или структурированием снимков, нужно поискать вдохновение и лучше всего подойдут оригинальные шедевры этого жанра, которым не один год. Поищите в интернете художников-натюрмортистов эпохи Ренессанса и внимательно рассмотрите их работы.

Изучение таких рисунков научит вас думать о формах, тенях и сочетаниях цветов, а также даст несколько новых идей, чтобы сформировать композицию и получить сильный, привлекательный снимок.

8. Приучите себя подмечать сцены натюрмортов

Теперь вам пора начать снимать самостоятельно. Найдите в своем расписании свободный день и выделите время на практику. Попробуйте расположить свою камеру и задник в достаточно освещенном месте рядом с окном и начинайте снимать!

После того, как овладеете основами, начните экспериментировать с углами камеры и освещения, а также альтернативными источниками освещения, такими как свечи или лампы. Можете даже поиграть с апертурой и использовать f/1.8 фикс-фокус, достигнув художественного эффекта мягкого фокуса. Однако, если взять только одну мысль из этого урока, она будет звучать так: натюрморты - это не обязательно фрукты и цветы! Найдите уникальный и вдохновляющий субъект, который вам нравится и сфотографируйте его!

Снимок объективов и оборудования для съемки. Снимок: Unsplash .

9. Отточите навыки постобработки

Работа с изображениями после съемки не должна быть наказанием. Она должна приносить удовольствие!

Photoshop-экшены часто расхваливают за то, что они помогают сохранить кучу времени, но для меня их главное преимущество - повторяемый рабочий процесс. Вместо того, чтобы проводить все шаги сначала, экшен выполняет необходимую работу, а вам остается только откорректировать всё, получив идеальный результат.

Вот пример действия экшена из набора Экшены для постобработки food-фотографии с GraphicRiver:

10. Съемкой натюрмортов можно зарабатывать на жизнь

Сфера съемки натюрмортов охватывает большое количество субъектов, и многие фотографы специализируются в узких сферах: еда, продукты, архитектура и работа с каталогами. Эти виды самые популярные.

Не останавливайтесь на достигнутом!

Как старейшая из сфер фотографии, съемка натюрмортов имеет богатую и очень разнообразную историю. Нет предела для вдохновения и знаний, которые можно получить, просто смотря на окружающий мир через видоискатель камеры.

Ее роскошные натюрморты можно встретить в журналах и рекламе по всему миру. Наташа живет в Бельгии уже почти шесть лет, и все это время посвящает себя любимой работе. О том, как проходит съемка, что служит вдохновением, как выходить из сложных съемочных ситуаций и многое другое - в этом интервью.

Как бы вы назвали жанр, в котором работаете?

Я специализируюсь на предметной съемке. Не могу назвать себя стопроцентным фуд-фотографом, потому что я с одинаковым удовольствием люблю снимать и букеты, и новогодние или пасхальные декорации. Но еду я снимаю все же чаще.

Что вас привлекает в этом виде съемки?

В предметной фотографии я вижу для себя гораздо больше возможностей для самовыражения, чем, например, в пейзажной или даже в работе с моделями. Мне нравится продумывать сюжет, выбирать реквизит, расставлять композицию . Еще мне нравится простота и доступность предметной съемки. Я не завишу от погодных условий или от других людей, которые должны приехать на съемку. А то, что я работаю со стоками, делает меня еще и абсолютно независимой от заказчиков и начальников. Я снимаю, что хочу, когда хочу и не работаю, когда мне не хочется. Думаю, что это достаточное основание, чтобы очень ОЧЕНЬ любить свою работу:)

Как начинали снимать? Были ли условия?

Условий, конечно, не было никаких. Я ходила с маленьким карманным фотоаппаратом и снимала все, что попадалось на улицах во время прогулок с ребенком. Я была молодая мать и меня очень волновала мысль, что же я буду делать, когда все мои мысли перестанут занимать вопросы грудного кормления и памперсов:) Потом муж мне подарил на Новый год профессиональный фотоаппарат и понеслось. Ну а после того, как на сток приняли моего первого голубя (кажется это был именно голубь) и даже начали покупать остальные фотографии, я уже не могла остановиться.

Как считаете, можно ли обойтись без искусственного света, чтобы получать эффектные натюрморты?

Без искусственного света вполне можно обойтись – я знаю немало фотографов, которые предпочитают естественное освещение и используют его всегда, когда позволяют погодные условия. Но если вы в своей работе зависите от погодных условий и времени суток, то, согласитесь, на производительность труда, да и (что особенно важно!) на настроение это будет влиять не лучшим образом.

Расскажите немного о свете. Есть ли любимые световые схемы?

У меня есть несколько любимых и привычных световых схем. Например, если я снимаю букет, то люблю, чтобы цветы казались более объемными, и выставляю контровый свет таким образом, чтобы лепестки казались полупрозрачными. Это хорошо для букетов еще и тем, что такое освещение имитирует свет из окна, а именно такими мы и привыкли видеть букеты, стоящие на подоконниках. Фотографии получаются очень живыми и атмосферными.

Для съемки стекла я меняю световую схему, использую черные флаги, достаю стрипбоксы и вообще много экспериментирую.

У меня до сих пор нет четкого плана действий и схемы освещения, когда снимаю стекло. Всегда все получается по-разному. Даже если свет выставлен хорошо и стеклянные предметы не сливаются с белым фоном, то все равно стекло на белом часто выглядит недостаточно контрастно для создания яркого снимка, поэтому я часто, например, помещаю за стеклянный предмет что-то яркое, на фоне чего стекло выглядит четко и не сливается.

В ложках и вилках отражение получается растянутое, нечеткое, в нем важны не столько очертания предметов, сколько цвета. Один раз, например, я фотографировала шоколадный торт с ягодами красной смородины и букетом алых роз в вазе рядом. Все было в шоколадно-красных тонах, но я не заметила, что в ложке ярким пятном отразилась моя полосатая оранжево-голубая рубашка. Ретушировать пришлось много и долго:)

В фотографировании новогодних шаров есть секрет: матовые шары помещаете на передний план, а глянцевые - на задний. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев: у вас нет ненужных отражений в четких шарах на переднем плане, зато из расфокусированных глянцевых игрушек на фоне получится отличное новогоднее боке с огоньками

Откуда черпаете вдохновение?

Вдохновение - оно вокруг, нужно только поймать. Работы талантливых фотографов в журналах, красивая музыка, ваза в магазине, в которой просто не возможно не сфотографировать весенние тюльпаны, да что угодно может быть источником вдохновения.

У вас много красивой посуды. Как она попадает к вам в дом?

Чаще всего я покупаю посуду, когда вижу, что она обязательно пригодится, как только придет ее очередь. Даже если еще нет сценария конкретно под эту посуду, то, если она фотогеничная, сценарий рано или поздно появится. Иногда идеи появляются только от одного взгляда на тарелку, старую доску или бокал.

Как выбираете фрукты, овощи, цветы? На что обращаете внимание при покупке?

Несмотря на то, что у меня большой сад, в котором растут самые разные цветы и фрукты-овощи, для съемки я их почти не использую. Самым важным критерием при выборе реквизита является свежесть и отсутствие каких-либо дефектов.

Овощи и фрукты из моего сада несомненно без удобрений и полезнее магазинных, но при этом они часто выглядят «беднее», не так ярко. Да и цветы из моего сада, пережив один сильный ветер или дождь, обеспечат мне долгое сидение в Фотошопе.

Поэтому овощи и цветы, купленные для съемки и для себя – это в моем случае две большие разницы.

В садовых магазинах продаются, в основном, цветы, выращенные в теплицах и оранжереях, они абсолютно глянцевые, без изъянов. Скорее всего они также как и овощи щедро поливаются удобрениями. Это может повредить здоровью, но фотографии только улучшит.

Расскажите о процессе съемки, как он проходит. Когда приступаете к съемке, держите под рукой зарисовки будущих снимков или все потихоньку само выстраивается?

Я всегда пишу сценарий. Он является как бы необходимым минимумом. Если съемка будет удачная, то, скорее всего, дополнительно придут идеи, которых и не было в сценарии. Но сценарий - это скелет съемки.

В зависимости от тематики покупается необходимый реквизит, обговаривается время, когда я смогу, не отвлекаясь ни на что, провести целый день в студии.

Ну и, конечно, у меня есть свои ритуалы, которые мне помогают настроиться. Много кофе, много музыки, отключенный телефон, полная концентрация. Если долго гипнотизировать взглядом реквизит, то он, в конце концов, сдаётся и позволяет родиться десяткам фотографий:)

На что опираетесь, складывая композицию?

Дело в том, что я всегда фотографировала по наитию и была удивлена, когда узнала, что все это давно описано. И «золотое сечение», и диагональные композиции, которые я так часто использую. Я всегда делала просто «красиво» и «чтобы мне хотелось купить», а оказывалось, что я четко и до мелочей следовала каким-то основным правилам композиции.

Если говорить о хитростях, то я никогда не начинаю со сложных композиций. Всегда с простого и потом добавляю. Иногда очень увлекаюсь добавлениями и фотографии получаются, на мои взгляд, перегруженными. Один из моих друзей в Livejournal назвал меня мастером художественной россыпи:)

Действительно, иногда от сложных композиций возникает ощущение, что предметы просто рассыпали. Но художественно:)

Много времени уходит на ретушь?

Время на ретушь я стараюсь минимизировать. Отличное качество реквизита и изначально хорошо выставленный свет – большие в этом помощники. Иногда хочется сделать сложную обработку, наложить текстуру или как-то по-особенному тонировать фотографию, тогда можно повозиться с обработкой. Но это только в исключительных случаях.

Как думаете, какими качествами должен обладать фотограф, чтобы создавать идеальные натюрморты?

Я думаю, что он должен быть немного социофоб и немного зануда, зацикленный на деталях и идеальности:)

Если серьезно, то, на мой взгляд, фотограф всегда должен искренне любить то, что он фотографирует и получать от самой съемки удовольствие. Понимать, что нет понятий «правильно»-«неправильно» и «хорошо»-«плохо» в оценке фотографий. Будьте смелее. Покажите простые вещи так, как еще никто не показывал. Думаю, что фотограф должен уметь немного приподняться над обыденностью. Не быть нытиком, который твердит, что все, что можно, уже сто раз сфотографировали и он уже ничего нового не сможет изобрести. Никто до вас еще не показывал людям мир вашими глазами, а значит у вас еще куча дел!