Почему так по-разному складывается человеческая жизнь? Почему к одним судьба благоволит, а других нещадно бьет на протяжении всей жизни? «Не родись красивым, а родись счастливым» - говорят в народе. А что делать тем, кто не чувствует себя счастливым?Смириться - или все же бороться за себя, за свое счастье? И откуда они вообще берутся, везучие и невезучие, победители и неудачники? Врожденное это свойство или приобретенное? И если приобретенное, то можно ли что-то сделать, чтобы избавить человека от тяжкого ярма неудач?

«Каждый выбирает для себя»: один смиряется - и тонет в жизненной пучине, другой начинает любить свое «ярмо» (свою болезнь, несчастья, обиды) и находить в этом своеобразное горькое удовлетворение, третий снова и снова делает попытки взбунтоваться (ссорится с родителями, разводится с очередной женой, импульсивно пытаясь сломать жизненный стереотип), а четвертый просто распрямляется - «ярмо» само собой спадает с его шеи, и человек начинает жить по-новому.

«Каждый выбирает по себе»: один просит милости у Бога, другой - магических манипуляций у колдуна и экстрасенса, а третий идет к психологу или к психотерапевту, чтобы разобраться наконец в своей жизни и получить ответ на «больной» вопрос: «Почему такое случается именно со мной?»

Судьба, рок, планида, фатум, карма… В разные времена это называлось по-разному. Во все века люди пытались разобраться в своем предназначении, предугадать основные этапы жизненного пути. И приходили к разным выводам: от оптимистического «человек - кузнец своего счастья» до пессимистического «от судьбы не убежишь“.

В аналитической психотерапии есть такое понятие: жизненный сценарий (скрипт). Сценарий - это как бы план, набросок будущей жизни. Сценарий “записывается» в подсознании ребенка в возрасте от трех до восьми лет. Высказывания родителей об окружающих, о себе, о ребенке, их жизненный пример, личные решения самого маленького человека - все это определяет основное содержание сценария. Именно в детстве определяется, будет ли впоследствии человек чувствовать себя неудачником или победителем, сможет ли он бороться за себя, доверять людям и заботиться о близких.

Определяется отношение к противоположному полу, основное направление будущей профессиональной деятельности, уровень притязаний. Важно подчеркнуть, что сценарий не наследуется генетически. Каждый человек в принципе способен стать Победителем . Из поколения в поколение передаются лишь образцы поведения , которые можно изменить . Однако самому человеку, независимо от уровня его интеллекта и волевых качеств, сделать это зачастую бывает весьма сложно, ибо реализация сценария осуществляется на подсознательном уровне, как бы случайно, и лишь впоследствии человек обнаруживает, что его отношение к работе, к болезням и трудностям, выбор брачного партнера во многом напоминают таковые у его родителей.

Иногда ребенок, не желая принимать родительские образцы поведения, как бы переворачивает семейный сценарий на 180 градусов, становясь полной противоположностью своего отца (матери). (Например, сын алкоголика принимает решение всю жизнь не брать в рот ни капли спиртного.) Но «перевернуть» сценарий не означает освободиться от него. При этом человек точно знает, как не надо поступать, но как надо - ему неизвестно, ибо в ближайшем окружении не было соответствующих образцов. Вместо родительских проблем он получает целый «букет» своих собственных, которые при ближайшем рассмотрении оказываются зеркальным отражением родительских. (Например, недостаток самоконтроля у отца-алкоголика оборачивается чрезмерным самоконтролем, неспособностью расслабиться у его сына-трезвенника.)

Кроме «плохих» существуют и «хорошие» сценарии, но в любом случае сценарная программа, довольно жестко определяя мысли, чувства и поведение человека, препятствует полной самореализации, оставляя многие способности невостребованными, а возможности - неосуществленными. Клиническая психология и психотерапия в широком смысле этого слова помогает человеку осознать свой сценарий, частично изменить или избавиться от него.

Существуют несколько типов жизненного сценария - это:

ПОБЕДИТЕЛИ

Победители достигают поставленной цели в намеченное время. В жизни им многое удается осуществить, и часто окружающим кажется, что удается им это необычайно легко, что «просто везет». Разумеется, и у Победителей бывают неудачи и трудности, но даже поражения становятся у них фундаментом будущих побед. При этом Победители живут в ладу с собой и окружающими людьми. Они любят жизнь и умеют наслаждаться ею.

Победители, как правило, открыты для общения, искренни и способны свободно выражать свои чувства. Большинство из них были желанными детьми и имели любящих родителей, которые не слишком ограничивали их свободу, позволяя развиваться и познавать новое. В детстве маленькие победители часто слышали: «Ты хороший (умный, красивый)», «я люблю тебя», «У тебя получится». Родители дали им самое драгоценное наследство: разрешение вовремя вырасти и быть счастливыми и успешными.

Победителем можно назвать человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего. Этот договор, или притязание, может состоять, например, в том, чтобы стать миллионером или чемпионом в спортивном беге на ту или иную дистанцию или стать доктором философии. Если он добился поставленной цели, то он - победитель . Если же он увяз в долгах, или получил какую-то серьезную физическую травму, или провалил экзамен на первом курсе, то этот человек явный неудачник. Если же он положил в банк сравнительно небольшую сумму денег, или пробежал дистанцию за весьма скромное время, или ушел в промышленную фирму со званием магистра, то он, по крайней мере, непобедитель. Здесь очень важно то, какие цели человек формулирует для себя сам. И хотя в основе их - Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый.

Заметьте, человек, поставивший своей целью пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, - победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата - 9,5, а пробежал за 9,6 секунды - этот непобедитель. С точки зрения краткосрочных программ, победителем мы смогли бы считать того человека, кто мечтал и стал капитаном команды или кто смело назначил свидание «королеве» конкурса красоты . А непобедитель - это тот человек, который так и не дотянулся до приличного результата в спорте или завел интрижку только с одной из участниц конкурса красоты. А неудачник даже не войдет в спортивную команду и не сумеет договориться о свидании ни с одной из красавиц.

Часто родители Победителей сами являются Победителями.

НЕПОБЕДИТЕЛИ

Основная масса населения относится именно к этой группе. Непобедителям удается сделать часть того, что они запланировали. Например, ребенок, в детстве мечтавший стать новым Дарвином, преподает биологию в школе. (Заметим, если этот самый ребенок с детства хотел стать учителем в школе, он является Победителем; дело здесь не в уровне притязаний, а в соотношении желаемого и реального). Порой Непобедителю удается осуществить намеченное, но не так быстро, как хотелось бы. Однако Непобедители умеют быстро утешаться. Они далеко не всегда ощущают себя счастливыми, любимыми и успешными, но и в их жизни бывают светлые, радостные минуты. «Ты как все», «У людей и этого нет», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», - повторяли им родители, когда Непобедители были маленькими.

НЕУДАЧНИКИ

В жизни это - вечные аутсайдеры. Даже при самых благоприятных внешних обстоятельствах они зачастую ухитряются проиграть, заболеть, вылететь с работы, спиться и т. д. При этом неудачи воспринимаются ими не как досадная случайность, а как нечто неизбежно-привычное. «Опять я за старое», «Нет в жизни счастья», - говорят себе Неудачники, напиваясь «с горя» . Даже если Неудачник добивается успеха, этот успех не делает его счастливым. «Ты все равно никуда не годишься», - звучит в его голове родительский голос. Мучительный душевный разлад, тоска, проблемы в отношениях с людьми - частые спутники Неудачников. В детстве их слишком мало любили. Возможно, родители вообще не хотели заводить ребенка, и от будущего Неудачника пытались избавиться, возможно, ребенка не планировалось иметь именно сейчас или он родился не таким, как ожидалось… возможно, его рождение помешало осуществлению заветных родительских желаний…

Тяжкое бремя нелюбви с самого раннего возраста ложится на плечи Неудачника. Плохо, когда ребенка необоснованно бранят или бьют, но еще хуже, когда его самого и его интересы игнорируют. «Ты тупица», «Ничего не можешь сделать как следует», «И зачем я тебя родила?» - говорят ему родители, порой, совершенно не задумываясь о последствиях сказанного. Бывает, что родитель-Неудачник передает сыну или дочери свой собственный сценарий: «Женская доля горька», «Ты будешь таким же несчастным, как твой отец».

Типичный, классический пример неудачника - человек, страдающий от болезней и прочих неприятностей безо всяких на то серьезных причин. Если же серьезная причина имеется, то этот человек ощущает «успех» в качестве мученика. Иногда это бывает лучшим способом победить, проигрывая. Победитель знает, что ему делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. А неудачник не знает, как быть, если придет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша. Так что достаточно послушать несколько минут подобный разговор, чтобы понять, кто из собеседников - победитель, кто - неудачник. Особенно это выявляется в семейном споре и в психотерапевтической группе.

Hаверное, можно считать одним из основных правил такое: в сценарии победителя выигрыш предопределяется заботливым Родителем через антисценарные лозунги. Hепобедитель получает свой выигрыш от строгого Родителя посредством предписаний. Hеудачника же приводит на тропу расплаты провокации сумасшедшего Ребенка его родителей, предписания, соблазняющие собственного саморазрушительного «демона“ человека.

Надо сказать, что сценарий не является чем-то застывшим, раз и навсегда определенным. Сценарий - это черновик судьбы, на протяжении жизни он неоднократно уточняется и дополняется. Основные положения определяются еще в дошкольном возрасте и, как было сказано, наибольшее влияние на него имеют внутрисемейные отношения. В подростковый период сценарий корректируется с учетом отношений человека с близким социальным окружением (школа, друзья, родственники). Определяется, какими способами будет человек реализовать свои ранние решения, позднее уточняются отношения с противоположным полом, с собственными детьми; в возрасте между 50-ю и 60-ю годами определяется предполагаемая продолжительность жизни, приблизительно в 30-35 и в 55-60 лет подводятся промежуточные итоги. Сценарием предписывается степень реализации личностного потенциала.

Итог жизни определяется не только имеющимся потенциалом личности (способности и возможности человека), но истепенью его реализации (совершенные поступки, достигнутые успехи). Победитель оптимальным образом использует даже скромный потенциал; неудачник ухитряется потерпеть крах даже при очень богатом личностном потенциале.

Именно потому, что сценарий имеет динамично меняющееся содержание, он доступен сознательной корректировке. Изменить свой сценарий может только носитель этого сценария. Но, как правило, только с помощью врача-психотерапевта или клинического психолога (без их участия сценарий попросту не будет осознан). Психотерапия и психология помогают Неудачнику превратиться в Непобедителя, а Непобедителю стать Победителем. Поэтому на свете существует не так уж много людей, которые совершенно не нуждаются в психотерапии.

Когда жизнь протекает так, как нам вовсе не по вкусу, одним из способов расставить все на более привлекательные места являются кардинальные изменения мировоззрения. Он подразумевает обязательное переосмысление прошлого и настоящего, от которых порой стоит просто отказаться, и начать все с чистого листа. Всем нам свойственно волноваться о том, что нас ждет в будущем: мы откладываем деньги на “черный день”, поступаем в университет, приступаем к работе в компаниях, в которых гарантируют карьерный рост. Мы даже действуем на уровне подсознания и инстинктов, выбирая партнера.

Жизнь — это книга

Существует большое количество теорий о том, как выглядит наш жизненный путь. Мы же предлагаем вам такой, который станет для вас помощником в процессе изменения своего будущего и переосмысления себя, свои и принципов. Как это отражается в почти любой книге, вашу жизнь тоже можно представить набором рассказов или частей одного большого целого. Попробуйте разделить свое прошлое по какому-то определенному принципу на главы: по возрасту (детство, школьные и студенческие годы, юношество), по тому, как вы ощущаете себя (грустный, обеспокоенный, счастливый), или относительно значимых событий: свадьба, смерть близкого, поступление в университет и других. Представьте все это на листе бумаги, рисуя и описывая каждый из периодов.

Ключевые события

Каждую из частей вашей жизни можно охарактеризовать каким-то событием. На данном этапе, стоит быть предельно честными с самими собой и выбирать то, что с вами действительно происходило. Это упражнение не только поможет вам более четко понять ваш уж пройденный путь, но и даст вам характеристику как человеку, профессионалу и вашей роли в обществе. Для этого подробно опишите то, как на вас повлияло ключевое событие вашей жизни или только ее части, как вы ощущали себя и окружающий мир, какие мысли появились у вас в голове. Мы подготовили для вас возможные варианты того, от чего можно отталкиваться:

  • жизнь состоит из хороших и плохих вещей. Мы можем стремиться улучшить ее, но она всегда будет представлять из себя совокупность взлетов и падений. Важно помнить и те моменты, когда вы чувствовали себя счастливыми, и другие, оставившие в вашей душе из-за их болезненности и грусти. Попробуйте описать их по следующему алгоритму: что это было за событие, почему оно произошло, кто принимал в нем участие, по какой причине вы были радостны\расстроены, что оно повлекло за собой.
  • так как сейчас вы выбрали для себя изменить жизнь, вспомните те события, которые способствовали этому в прошлом. Это поможет вам ощутить тот способ и подход, какой вы должны использовать на данный момент.
  • мы не могли не упомянуть те события, которые оставили большой отпечаток на все наше существование, но при этом отнести их к любой вышеупомянутой группе довольно сложно. Так можно сформировать новую главу важных и значимых , о которых вы стараетесь не забывать и не представляете себя, если бы они с вами не произошли.

Что в будущем?

Дело осталось за малым: решить для себя, каким вы хотите видеть свое будущее. Для упрощения претворения вашего плана в жизнь опишите как позитивный, так и негативный вариант развития событий. Ответьте на вопросы о том, кем вам нужно быть, чтобы добиться чего-либо, что представляет для вас опасность и чему стоит научиться.

Как и у любой книги, ваша жизнь должна иметь название. Определитесь для себя, каким одним словом или фразой можно охарактеризовать ваше существование. Можно отталкиваться и от того, что с вами происходит наиболее часто, и относительно вашего взгляда на это. Помните, что ваше отношение к вещам и определяет их роль и характер. А вместе с ними и всю жизнь.

М. МЕЛИЯ, психолог.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д.. Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.

Почти у каждого человека есть свой, написанный в детстве, сценарий жизни , который определяет его будущую жизнь, его судьбу.

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где у Вас есть возможность бесплатно спросить психолога , психоаналитика о своих личных проблемах, а также, здесь, Вам может быть оказана психологическая помощь и психотерапия онлайн.

Сегодня мы рассмотрим каким образом человеческая жизнь проходит именно таким образом, а не иным. И, что такое сценарий жизни и судьбы человека , и как его можно изменить.

Что такое сценарий жизни человека, и как он влияет на его судьбу

Человек рождается на свет чистым и свободным, не плохим — не хорошим, не удачливым — не неудачливым, без каких-либо знаний, умений, стереотипов, предписаний и научений; все это он приобретает благодаря социализации, т.е. после того, как начинает общаться и взаимодействовать с другими людьми и миром.

Первые люди, в взаимодействии новорожденного — это его родители (или те кто их заменяет), в первую очередь мать. Именно с ней и происходит первичное общение ребенка в этом мире (акушеры не в счет); от матери младенец начинает учиться взаимоотношениям, базовому доверию — недоверию, чувству безопасности — опасности, любви и ненависти, ласке и жестокости…
Отец, обычно, в более тесный контакт с ребенком входит позднее.

И, от того каково оно будет, это первичное общение с матерью, у ребенка сложиться первое впечатление о себе, других и мире. Это начало написания сценария жизни человека , его судьбы. (как изменить судьбу)

Как человек пишет свой сценарий жизни, который определит его судьбу

Одна из основных жизненных потребностей младенца (как, впрочем и взрослого) — это любовь и принятие.
Ребенок воспринимает материнскую любовь невербально (не понимая слов), через взаимодействие с ней: слыша интонацию ее голоса (радостную или злобную), ощущая прикосновения, прижимания, поглаживания, похлопывания и объятия; чутко воспринимая ее чувства и эмоции; ее обязательность в подходе по зову и кормлении…

В это время у малыша формируется (или нет) чувство доверия и безопасности; все что происходит в общении запечатлевается, в виде образов и эмоций, в бессознательное (отсюда взрослый не помнит раннего детства, образы не обозначены словами).

Из отношений мать-дитя складывается первое, базовое, отношение ребенка к себе, к другим и к миру.

Далее, по мере развития и взросления, во взаимодействие вступают другие родственники (отец, бабушки, дедушки) внося свои коррективы; потом воспитатели и учителя, сверстники; начинаются детские игры, чтение сказок, просмотр фильмов. Ребенок интерпретирует все по своему, по-детски, в основном фантастически и иллюзорно, что дает ребенку пищу для неосознанного написания собственного сценария жизни человека, который будет основой его судьбы неудачника или победителя.

Сценарий жизни человека в действии

Многие люди, если присмотрятся к своему образу жизни и обычному поведению в различных жизненных ситуациях; к своим несчастьям и победам, могли бы заметить, что некоторые вещи имеют схожий характер, или даже повторяются несколько видоизменяясь.

Кому-то хронически не везет в любви; кому-то на работе или в семье; кому-то вообще не везет… Что это, рок?
Нет — это сценарий жизни, который был написан когда-то давно в детстве, в возрасте до 6-7 лет. И, человек неосознанно следует своему сценарию, виня всех и вся в своих неудачах, несчастьях и жизненных проблемах.

Изменение своего жизненного сценария и судьбы

Любой жизненный сценарий, даже уже у взрослого человека, можно переделать, переписать по-новому, предварительно освободившись от старого, неудачного сценария.

Самостоятельно это сделать практически невозможно, не понимая всех бессознательных механизмов своей жизни и поведения.

Однако, с помощью конвергентного метода, включающего трансактный анализ и гештальт-тарапию , есть реальный шанс избавиться от своего старого, неудачного сценария жизни и написать себе новый сценарий по своему усмотрению, опираясь на свои истинные желания, потребности и потенциальные возможности, тем самым став хозяином своей судьбы.

Подумайте, стоит ли оставаться в своем несчастном жизненном сценарии и следовать соответствующей судьбе неудачника, в чем бы то ни было, не лучше ли однажды освободиться от него и жить своей свободной жизнью, самостоятельно выбирая свой путь и выстраивая судьбу.

Желаю всем психологического благополучия!

психолог-психоаналитик Матвеев О.В.

По теме сценария жизни и судьбы:

Задумывались ли вы о том, что многие события, происходящие в вашей жизни, счастье, успех, интересы и отношение к людям могут зависеть от ценностей, наставлений и запретов, переданных вам родителями и близкими людьми, и от ваших решений, принятых в детстве?

Это действительно так. Ребёнок пишет свой жизненный сценарий примерно до 7-и лет, а вся его последующая жизнь является воплощением этого сценария. В результате может получиться комедия, трагедия или мелодрама, а возможно даже «кино не для всех». Всё зависит от совокупности посланий.

Сегодня я расскажу о том, какими бывают жизненный сценарии, и как переписать свой жизненный сценарий, если он Вам не нравится!

ВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий может быть выигрышным в случае, когда жизнь главного героя состоит из циклов, в которых герой достигает своей цели, и это делает его счастливым. Например, Фёдор мечтал совершить кругосветное путешествие, и, осуществив мечту, чувствует удовлетворение. Выигрышный сценарий положительно влияет на жизнь человека и не требует корректировок.

ПРОИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий считается проигрышным, если тот же Фёдор отправился в кругосветное путешествие, но пройдя пару-тройку километров, понял, что ему слишком давит на плечи рюкзак, мучает жажда, да и вообще он предпочёл бы смотреть на мир по системе «всё включено». В проигрышном сценарии герой никогда не достигает своей цели, или, достигая её, обычно чувствует себя несчастным.

БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Третий вид жизненных сценариев - безвыигрышный. Здесь главный герой реализует свои мечты, планы, цели только частично, никогда не срывая «джек-пот». В таком сценарии Фёдор мечтает о большом путешествии, но боится рисковать, и поэтому вместо кругосветки раз в год отправляется на 2 недели в пансионат в Геленджике. То есть, Фёдор вроде бы и путешествует, но не совсем так, как хотел бы. В последствии, Фёдор может сожалеть, что так и не реализовал мечту всей жизни из-за своих опасений.

Если ваш жизненный сценарий безвыигрышный или проигрышный, вы устали от неудач и мечтаете достичь успеха, вам необходимо осознать все установки, которые мешают вам выигрывать.

Только осознав свой жизненный сценарий, его можно переписать!

Проанализировав, в каких сферах жизни «проигрываете», вы сможете перестроить своё поведение и начать побеждать.
Если всё так просто, спросите вы, почему бы не сделать это прямо сейчас?

Проблема в том, что большинство людей не осознают, что живут по сценарию, потому что на этапе его формирования, в детстве, могли принимать родительские установки без критики, не обдумывая. Так же могут забываться и собственные решения, которые приводили к определённым последствиям и установкам. Поэтому, для того, чтобы осознать и изменить жизненный сценарий, часто требуется специалист, который увидит и поможет вам проанализировать повторяющиеся закономерности в вашей жизни.

Однако, уже сейчас я дам инструмент - практическое задание, которое позволит вам увидеть свой сценарий.

В прошлой статье я говорила о том, как влияют на жизненный сценарий и давала инструкцию по выявлению разрушающих родительских посланий. Сейчас Вам понадобится перечень этих посланий для осознания Вашего жизненного сценария.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Возьмите лист бумаги и ручку.
2. Вспомните значимые повторяющиеся ситуации из вашей жизни.
3. Подумайте, чем эти ситуации похожи, что может их объединять? Думайте именно о своих чувствах, мыслях и действиях в этих ситуациях.
4. Если вы выделили несколько типов похожих ситуаций, значит вы нашли несколько сюжетных линий.
5. Теперь направьте внимание на те линии, которые вы хотите изменить.
6. Рассмотрите каждый тип похожих ситуаций отдельно, сравнив их с записаными родительскими посланиями и вашими выводами из событий далёкого прошлого, которые могли привести к повторяющемуся циклу событий.
7. Теперь вы можете делать выбор осознанно и предотвращать повторение своих мыслей и действий, ведущих к проигрышу.

Помните, у каждого из нас сценарий уникален и у разных людей понятия о счастье и победе могут быть диаметрально противоположными, поэтому судить о том, какой ваш сценарий - проигрышный или выигрышный, можете только вы!