Современная медицинская деонтология включает ком­плекс юридических, профессиональных и моральных обя­занностей и правил поведения медицинских работников по отношению к пациенту, его родственникам и коллегам.

Медицинская этика и деонтология - принадлежности всей медицины, всех ее отраслей и дисциплин, особенно кли­нических.

К медицинскому персоналу, работающему в системе скорой медицинской помощи, предъявляются особенно высокие требования. Вопросы деонтологии здесь имеют зна­чение не только для самого больного, но и для окружаю­щих его лиц. Медицинским работникам должны быть при­сущи следующие качества: крепкое здоровье, физическая и психологическая выносливость, уравновешенная нервная система; особая профессиональная наблюдательность; чув­ство оптимизма, основанное на достаточно большом прак­тическом опыте и хорошем знании специальности; уме­ние сохранять спокойствие, собранность и постоянная го­товность к решению новых задач в любое время суток;

умение быстро и легко входить в контакт с любым боль­ным и его родственниками, несмотря на наличие у паци­ента, тяжелого или неизлечимого заболевания; способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения; поддержать его при любых обстоятельствах.

Перечисленные особенности, характеризующие работни­ков скорой медицинской помощи, не могут полностью от­ражать их повседневный труд. Несмотря на сложность, от­ветственность, ложащуюся на плечи медицинских работ­ников скорой помощи, им необходимо четко и скрупулез­но соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Большую роль играют межличностные психологиче­ские отношения в бригаде. Старшим в бригаде является врач, и его распоряжения фельдшером бригады должны исполняться беспрекословно и быстро.

Значение проблемы деонтологии для учреждений ско­рой медицинской помощи заключается в необычности си­туации, в которой оказывается медицинская помощь забо­левшему или пострадавшему. В этом случае кроме обще­принятых принципов медицинской этики и деонтологии возникает необходимость в реализации принципов деонто­логии в экстренных условиях.

Бригаду ожидают с нетерпением, и время ожидания пациенту или его окружающим кажется вечностью. При­ход фельдшера, его поведение, выражение лица, первые слова очень важны.

Выйдя из машины скорой помощи, фельдшер должен быстро пройти к больному, провести опрос целенаправ­ленно, без сутолоки и многословия. Речь его должна быть спокойной и неторопливой, тон - доброжелательным. Не­обходимо найти тот контакт с больным и родственниками, который поможет снять атмосферу настороженности и тра­гизма. Ласковые слова вселяют надежду и уверенность в больного. Однако в беседе с родственниками не стоит да­вать каких-либо гарантий по дальнейшему состоянию и лечению пациента.

Многие внезапно пострадавшие или заболевшие испы­тывают страх смерти. Фельдшеру по возможности необходимо рассеять это мучительное чувство. Снятие трево­ги, страха смерти достигается не только медикаментоз­ными, но и психотерапевтическими средствами.

" Особую сложность представляет оказание медицинской помощи в общественных местах, на улице. Прежде всего не должно быть суеты, нервозности и толчеи. По возмож­ности необходимо освободить побольше места. Лицам, да­ющим советы или критикующим, лучше не отвечать и не вступать с ними в пререкания. Необходимо помнить, что люди, не привыкшие видеть кровь, часто ведут себя неадекватно, - им приходится оказывать медицинскую помощь наряду с пострадавшим.

Специфика работы медицинского персонала скорой по­мощи заключается в постоянном столкновении с чело­веческим горем, трагизмом ситуации, тяжелым состоянием больного и пострадавшего, внезапной смертью. Большое психологическое значение имеет внешний вид фельдшера, выезжающего на вызов. Он должен быть подчеркнуто оп­рятен, - неряшливый вид крайне негативно воспринима­ется больным и его окружением.

Фельдшер выездной бригады видит больного один раз и непродолжительное время, в которое ему необходимо правильно оценить состояние больного, установить кон­такт с родственниками, не дать повода к необоснованным жалобам, оставить хорошее впечатление у окружающих, так как порой даже по единичному случаю судят о работе всей службы скорой медицинской помощи.

Еще по теме Медицинская этика и деонтология в работе фельдшера скорой медицинской помощи:

  1. Особенности работы фельдшера скорой медицинской помощи в очаге с большим количеством пострадавших
  2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И ФЕЛЬДШЕРОВ «СКОРОЙ ПОМОЩИ»
  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ФЕЛЬДШЕРА НА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И В СОСТАВЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-ВРАЧЕБНОЙБРИГАДЫ

Основные положения медицинской этики и деонтологии прежде всего базируются на таких понятиях, как «мораль» и «этика».

Мораль (от лат. «moralis» - нравственный, соблюдающий обычаи) – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества.

Этика (от греч. «ethos» - нрав, обычай, характер) – это раздел философии, изучающий и разрабатывающий теорию морали, научное обоснование того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т.д.

Мораль и этика имеют общие смысловые корни, составляющие суть термина. И как этого следует ожидать, мораль и этика – это категории, определяющие поведение человека в обществе.

Мораль и этика охватывают все стороны жизнедеятельности человека, в том числе, и его профессиональную деятельность. Одним из разделов этики является профессиональная этика, разрабатывающая моральные принципы выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Одной из разновидностей профессиональной этики является медицинская этика. Определяя понятие медицинской этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медицинских работников, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе ».

В этом значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon-должное», «logos» - учение. Таким образом, деонтология - это учение о должном, а медицинская деонтология - это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными.



Медицинская деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений медицинских работников с больными.

Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение медицинских работников с больными, с родственниками больных, со здоровыми людьми, взаимоотношения между медицинскими работниками.

Медицинская этика и медицинская деонтология диалектически связаны между собой. Они изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям:

Медицинский работник - больной,

Медицинский работник - родственники больного,

Медицинский работник - медицинский работник,

Медицинский работник – общество.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах.

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например к канцерофобии - боязни заболевания раком).

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности - старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры случаев следует производить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Однако никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили...». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

4. Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

Врачебная тайна

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость со­хранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о боль­ном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфи­цирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медицинские работ­ники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведени­ях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении ин­фекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую стан­цию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения.

Современная медицинская деонтология включает комплекс юридических, профессиональных и моральных обязанностей и правил поведения медицинских работников по отношению к пациенту, его родственникам и коллегам. Медицинская этика и деонтология - принадлежность всей медицины, всех ее отраслей и дисциплин, особенно клинических.

К медицинскому персоналу, работающему в системе скорой медицинской помощи, предъявляются особенно высокие требования. Вопросы деонтологии здесь имеют значение не только для самого больного, но и для окружающих его лиц. Медицинским работникам должны быть присущи следующие качества: крепкое здоровье, физическая и психологическая выносливость, уравновешенная нервная система; особая профессиональная наблюдательность; чувство оптимизма, основанное на достаточно большом практическом опыте и хорошем знании специальности; умение сохранять спокойствие, собранность и постоянную готовность к решению новых задач в любое время суток; умение быстро и легко входить в контакт с любым больным и его родственниками, несмотря на наличие у пациента тяжелого или неизлечимого заболевания; способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения; поддержать его при любых обстоятельствах.

Перечисленные особенности, характеризующие работников скорой медицинской помощи, не могут полностью отражать их повседневный труд. Несмотря на сложность, ответственность, ложащуюся на плечи медицинских работников скорой помощи, им необходимо четко и скрупулезно соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Большую роль играют межличностные психологические отношения в бригаде. Старшим в бригаде является врач, и его распоряжения фельдшером бригады должны исполняться беспрекословно и быстро.

Значение проблемы деонтологии для учреждений скорой медицинской помощи заключается в необычности ситуации, в которой оказывается медицинская помощь заболевшему или пострадавшему. В этом случае кроме общепринятых принципов медицинской этики и деонтологии возникает необходимость в реализации принципов деонтологии в экстренных условиях.
Бригаду ожидают с нетерпением, и время ожидания пациенту или его окружающим кажется вечностью. Приход фельдшера, его поведение, выражение лица, первые слова очень важны.

Выйдя из машины скорой помощи, фельдшер должен быстро пройти к больному, провести опрос целенаправленно, без сутолоки и многословия. Речь его должна быть спокойной и неторопливой, тон - доброжелательным. Необходимо найти тот контакт с больным и родственниками, который поможет снять атмосферу настороженности и трагизма. Ласковые слова вселяют надежду и уверенность у больного. Однако в беседе с родственниками не стоит давать каких-либо гарантий по дальнейшему состоянию и лечению пациента.

Многие внезапно пострадавшие или заболевшие испытывают страх смерти. Фельдшеру по возможности необходимо рассеять это мучительное чувство. Снятие тревоги, страха смерти достигается не только медикаментозными, но и психотерапевтическими средствами.

Особую сложность представляет оказание медицинской помощи в общественных местах, на улице. Прежде всего не должно быть суеты, нервозности и толчеи. По возможности необходимо освободить побольше места. Лицам, дающим советы или критикующим, лучше не отвечать и не вступать в пререкания. Необходимо помнить, что люди, не привыкшие видеть кровь, часто ведут себя неадекватно, - им приходится оказывать медицинскую помощь наряду с пострадавшим.

Специфика работы медицинского персонала скорой помощи заключается в постоянном столкновении с человеческим горем, трагизмом ситуации, тяжелым состоянием больного и пострадавшего, внезапной смертью. Большое психологическое значение имеет внешний вид фельдшера, выезжающего на вызов. Он должен быть подчеркнуто опрятен, - неряшливый вид крайне негативно воспринимается больным и его окружением.

Фельдшер выездной бригады видит больного один раз и непродолжительное время, в которое ему необходимо правильно оценить состояние больного, установить контакт с родственниками, не дать повода к необоснованным жалобам, оставить хорошее впечатление у окружающих, так как порой даже по единичному случаю судят о работе всей службы скорой медицинской помощи.

Скорая помощь. Руководство для фельдшеров и медсестер Верткин Аркадий Львович

Глава 17 Медицинская деонтология

Медицинская деонтология

Казалось бы, такие слова, как «врач», «фельдшер» или, к сожалению, забытое словосочетание «сестра милосердия», с одной стороны, и понятие «деонтология» – с другой, должны если не быть синонимами, то находиться в неразрывной логической связи. Казалось бы… В действительности же все не так просто.

Кроме ошибок чисто медицинских (лечебно-диагностических, тактических и др.), принято отмечать и ошибки деонтологические. Под ними понимают нарушение правил взаимоотношений между врачом и больным, а также между врачами одного или смежных лечебных учреждений (к сожалению, бывает и такое!), а также общих этических норм.

Диспетчерская – это место, где происходит первая встреча, пусть и заочная, вызывающего и «Скорой помощи». И от того, как она произойдет, зависит, будет ли принят вызов, если он принят, то какую очередность получит, какая психологическая обстановка встретит бригаду у больного. После того как изучением работы этого звена «Скорой помощи» занялся профессор В.М. Тавровский, оказалось, что главное, о чем думает человек, вызывая «скорую», – чтобы не отказали в приеме вызова. Поэтому на вопрос диспетчера: «Что случилось?» вместо конкретного ответа «вываливалась» масса ненужной информации: о прошлых и настоящих заслугах, об участии в войнах, о прикреплении к какой-нибудь «престижной» больнице и т. д. Прервать этот «бурный поток» – нельзя, это будет расценено как неуважение к «заслугам». И хотя время тратилось впустую, приходилось мириться. Только после этого диспетчер мог перейти к «добыче» нужной информации. И в ответ на заданный вопрос услышать: «Что вы допрашиваете, приезжайте скорее, сами увидите!». Но ведь еще неизвестно, нужно ли приезжать, тем более «скорее», нужна ли именно скорая помощь. Иногда диспетчер занимался нравоучением, что вообще недопустимо: «Где вы были раньше, почему только сейчас вызываете?»

Предлагая новую систему работы диспетчерской, В.М. Тавровский рекомендовал совершенно иной алгоритм диалога. Диспетчер должен взять инициативу «в свои руки», а сделать это можно, дав понять вызывающему, что проблем с приемом вызова нет. Понятно, что при вызове на улицу или в квартиру информация о больном не может быть одинаковой. После сообщения о принятия вызова дается рекомендация, например: «Усадите (уложите) больного, дайте нитроглицерин, при отсутствии эффекта повторите через 3–5 минут». Теперь время ожидания не будет столь томительным. Если диспетчер не уверен в необходимости приезда «Cкорой помощи», он переключает вызывающего на старшего врача, который не просто отказывает в выезде бригады, но дает совет по ведению больного и рекомендует, куда нужно обратиться.

Итак, если вызов принят, бригада поехала к больному. Прибыв на место, медицинский работник ни в коем случае не должен начинать разговор с недовольства: почему не встретили, зачем вызвали, мы ехали через весь город, вы не нашего района, этаж 9-й, а лифт не работает и т. д. Весь этот «словесный мусор» сразу создаст барьер и помешает выполнению главной задачи: поставить правильный диагноз и в соответствии с ним оказать адекватную помощь.

Особо следует остановиться на ситуации, когда помощь приходится оказывать на улице, на предприятии (на рабочем месте), в других подобных пунктах (магазин, салон общественного транспорта, подземный переход) – словом, везде, где находится человек, ему может потребоваться экстренная медицинская помощь. Самое лучшее, что можно посоветовать в данной ситуации, – не обращать внимание на окружающих и уверенно делать свое дело. Не вступать в дискуссии, не отвечать на реплики. Это отвлекает от работы, пусть даже замечания покажутся оскорбительными. Будьте выше этого. Необходимо как можно быстрее довести состояние больного до транспортабельного, взять его в машину и уехать с этого места (если речь идет об улице). После этого всякий интерес у окружающих пропадет.

Вопрос о госпитализации больного из общественного места решается однозначно – оставлять его на улице нельзя. Но если вы еще не знаете, куда нужно госпитализировать, можно отъехать за угол, остановиться, закончить осмотр, если вы не успели сделать это раньше, и связаться с бюро госпитализации.

Для больного и его родственников госпитализация – это если не трагедия, то в любом случае беда, особенно если речь идет о молодом человеке, у которого подозревается (или диагностирована) острый коронарный синдром (ОКС). Ведь еще вчера пациент вел активный образ жизни, а сегодня он вынужден лежать, сократив свою активность до минимума.

Нужно понять состояние больного. Здесь не нужны никакие «страшилки». Эффект от них будет противоположен ожидаемому.

Даже если врач уверен в диагнозе ОКС и видит, что больной боится этого диагноза, как приговора, можно сказать ему, что инфаркта пока нет, есть лишь его угроза, а чтобы он не развился, нужно выполнять то-то и то-то. После такого разговора можно надеяться, что больной будет выполнять ваши рекомендации и по лечению, и по необходимости транспортировки на носилках. Как правило, у «Cкорой» своей «рабочей силы» либо нет, либо ее недостаточно: в бригаде в основном женщины. При решении о госпитализации нередко возникает такой диалог:

– Ищите мужчин, у нас некому нести!

– У нас тоже некому. У вас есть шофер, мы ему заплатим!

– Он не может бросить машину!

Словесный поединок, как правило, ни к чему не приводит. Попробуйте начать разговор по-другому: «Больного нужно нести на носилках, видите, у нас одни женщины, может быть, вы нам поможете найти кого-нибудь, мы ведь здесь никого не знаем».

Так или примерно так должен проходить разговор. Никакой категоричности, никакой «упертости», доброжелательный, спокойный тон. Тогда можно рассчитывать на успех.

Важно помнить, что никакие причины (узкий коридор, крутые лестницы и т.д.) не могут быть оправданием нарушения порядка госпитализации, особенно когда необходимы носилки. Понимая это, грамотный врач или фельдшер всегда найдет выход: стул, одеяло и т. д.

Вот еще одна ситуация: при транспортировке на носилках с какого-нибудь этажа у родственников (окружающих) может возникнуть недоумение, почему больного несут «ногами вперед», ведь он еще живой? В таком случае врач или любой член бригады должен спокойно, тактично объяснить, что это не «ногами вперед», а «ногами вниз». Потому что если выносить головой вперед, то на лестнице он окажется головой вниз, что небезопасно для тяжелого больного. Именно поэтому «ногами вниз», а не ногами вперед.

Но вот больной помещен в машину. Он может быть один, может быть с родственниками или сослуживцами. Больной переживает случившееся. Согласитесь, что всякие посторонние разговоры справедливо будут восприняты как неуважение к его состоянию. Конечно, никто не требует, чтобы члены бригады сопровождали больного со скорбными лицами. Однако всякие разговоры о вещах, не имеющих отношения к «данной теме», будут справедливо истолкованы негативно. В результате героическая работа, проведенная на вызове, у постели больного вами, вашими коллегами может быть нивелирована. Нужно научиться сопереживать!

Больной человек, в силу своей болезни, имеет измененную психику, он измучен длительными болями, может быть, многократными, да еще безрезультатными хождениями по медицинским кабинетам. «Скорая помощь» находится в особом положении. Иногда ее вызывают, не получив от «своего» участкового врача направления в стационар или не дождавшись сегодня врача из поликлиники… Да мало ли что еще! Даже предшествующий приезду бригады разговор с диспетчером может вывести больного человека «из себя». И все накопившиеся отрицательные эмоции будут выплеснуты на того, кто доступен, и от кого можно получить наиболее конкретную и реальную помощь.

Но вот на вас «набросились» с потоком претензий, к которым вы не имеете никакого отношения. Начать сразу «защищаться», когда больной или родственники еще разгорячены? Эта энергия невольно передастся вам (эффект зеркальности), вы ввяжетесь в конфликт, и не исключено, что от него и пострадаете. Как же быть? Есть такой прием. Попросите суть претензии (прекрасно понимая, что она не к вам) изложить еще раз, объяснив это тем, что вы чего-то не поняли. (Только не перебивайте больного, дайте ему высказаться. Потраченное на это время окупится предотвращением конфликта, может быть, даже жалобы, на разбор которой потом потребуется гораздо больше времени и не одного, а нескольких человек. Эту ситуацию не забудьте отразить в карте вызова).

Вы заметите, что эмоций будет уже меньше. В крайнем случае можно попросить еще раз повторить уже какую-то часть всей претензии. Разговор будет совсем спокойным. Вы дали больному возможность «выпустить пар». Это только один из способов избежать конфликта. Есть народная мудрость: «Из двух спорящих виноват тот, кто умнее». А поскольку вы, естественно, считаете себя умнее, вот и постарайтесь сделать так, чтобы пожар не разгорелся.

Постарайтесь, чтобы члены вашей бригады не принимали участия в этом поединке. Вам так будет легче. Вот вам и ответ на вопрос: «Можно ли обижаться на больного человека?» Простите его! Он ведь больной. А свои амбиции оставьте «на потом».

Оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе подразумевает лечебные мероприятия не только на месте, но и при транспортировке больных (пострадавших) в стационар. Эти особенности, в отличие от условий стационара, требуют дополнительного внимания к морально-правовым проблемам. Вот эти особенности.

Экстремальность ситуации требует неотложных действий, часто выполняемых без должной диагностики (дефицит времени).

Больные находятся иногда в крайне тяжелом, критическом состоянии, требующем проведения немедленной реанимации.

Психологический контакт между медицинским работником и больным бывает затруднен или отсутствует из-за тяжести состояния, неадекватного сознания, болей, судорог и. т.д.

Оказание помощи нередко проводится в присутствии родственников, соседей или просто любопытных.

Условия оказания помощи могут быть примитивными (помещение, теснота, недостаточное освещение, недостаток помощников или вообще их отсутствие и. т. д.).

Характер патологии может быть самым разнообразным (терапия, травма, гинекология, педиатрия и. т. д.).

Перечисленные особенности работы в неотложной медицине создают особые этические и юридические проблемы, которые можно разделить на две основные группы:

Вследствие специфики условий оказания экстренной помощи, а также из-за недостаточного знакомства медицинских работников с данной проблемой часто нарушаются права больных.

Ошибки при оказании экстренной помощи могут происходить главным образом из-за экстремальности ситуации, иногда из-за преступной неосторожности.

Проблемы взаимоотношения медицинского работника и пациента могут строиться по двум линиям. Одна из них – это этико-деонтологическая, когда речь идет просто об отношениях двух людей, которые регулируются морально-этическими рамками, нормами. Вторая линия – юридическая. Об этом сказано в концепции информированного добровольного согласия (ИДС). Наиболее частые причины нарушения прав больных при оказании экстренной помощи: 1) отсутствие психологического контакта с больным (пострадавшим) и 2) экстремальность ситуации. Иногда первое может зависеть от второго, а чаще оба фактора действуют одновременно, что может приводить к их взаимоусилению. К сожалению, приходится сталкиваться и с еще одним фактором: 3) незнание медицинским работником прав больного.

Когда у одного мудреца спросили, у кого он учился благовоспитанности, тот ответил: «У неблаговоспитанных. Я избегал делать то, что делают они». И, наконец, прекрасная мысль французского энциклопедиста Дени Дидро: «Недостаточно сделать добро, надо делать его красиво».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Школа выживания в природных условиях автора Ильин Андрей

ГЛАВА ВОСЬМАЯ Что делать, когда нельзя позвонить по «03», или Первая медицинская помощь в аварийных условиях В этой главе я решил отказаться от подробного описания приемов первой медицинской помощи (кроме краткой памятки-шпаргалки в конце главы) – обо всем этом написано в

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Психологопедагогическая деонтология область научного знания об условиях компетентной организации специалистом среды эффективного и безопасного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Традиционно совокупность этих условий в большей степени

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Справочник медсестры [Практическое руководство] автора Храмова Елена Юрьевна

Глава 2 Этика и деонтология в сестринском деле Морально-этические качества медсестры По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю. К. Субботина, «медицинская этика – это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их

Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

Глава 2. Этика и деонтология в сестринском деле Морально-этические качества медсестры По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю. К. Субботина, «медицинская этика - это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Женское здоровье. Большая медицинская энциклопедия автора Автор неизвестен

Глава 2. Медицинская косметология Омоложение лицаЖелание видеть свою кожу красивой приводит людей, прежде всего именно женщин, в мир косметологии, где есть множество разнообразных способов, чтобы сохранять привлекательность и здоровый вид кожи. Существует множество

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Фоули Дениз

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

Глава 7. Первая медицинская помощь Понятие о травме Как показывает практика, сохранение жизни пострадавших зависит от того, какая им будет оказана помощь в первые десять минут после дорожно-транспортного происшествия. Из числа всех получивших травмы со смертельным

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Медицинская страховка Для получения бразильской визы медицинская страховка не обязательна. Однако настоятельно рекомендуем оформить ее в одной из компаний с признанной репутацией и опытом работы в области страхования туризма («Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «Спасские

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Медицинская страховка Для получения индийской визы медицинская страховка не обязательна. Однако настоятельно рекомендуем оформить ее в одной из компаний с признанной репутацией и опытом работы в области страхования туризма («Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «Спасские

Условием успешной работы фельдшера-лаборанта является любовь к своей профессии, профессии медицинского работника. Целью его работы является помощь врачу в постановке диагноза, поэтому фельдшер-лаборант должен владеть не только профессиональными знаниями и умением по клинической лабораторной диагностики, но и вопросами медицинской этики и деонтологии.

Наука о медицинской этике – это наука о роли моральных качеств медицинского работника, о высокогуманном отношении к человеку. Основные этические нормы, которые формулировались в процессе оказания медицинской помощи больным, было обобщено и сформулировано учеными-врачами разных эпох. Так в древнеиндийской книге «Аюрведа» находим достаточно четкий портрет врача: «Он должен иметь чистое, сочувствующее сердце, спокойный темперамент, быть правдивым, выделяться знаниями и порядочностью, постоянным стремлением делать добро».

Первые научные обобщения научного опыта лечения и правил поведения возле кровати больного находим в работах Гиппократа. В «Клятве» Гиппократа четкое сформулированы обязанности врача: «Честно и добросовестно служить больному, быть искренним, удерживаться от причинения ему какого-либо вреда».

Во время общения с больным необходимо помнить, что он по складу своего мышления, глубине переживаниий, силе психоэмоционального напряжения, отношению к себе и к окружающим отличается от здорового человека. Особенно длительная болезнь для многих людей является тяжелой травмой, которая сама по себе ухудшает самочувствие, физическое состояние, а так же причиняет серьезные нарушения в психоэмоциональной сфере. Все мысли больного, который доверяет медикам свое здоровье, а иногда и жизнь, направлены на то, чтобы как можно скорее получить квалифицированную медицинскую помощь. Больной должен быть уверен в высоком профессионализме специалистов, а так же в их порядочности, доброте и сочувствии. И поэтому с древней поры общество предъявляло высокие требования к моральным качествам людей, которые занимались медицинской деятельностью.

Науку, которая занимается профессиональными обязанностями медицинских работников, называют медицинской деонтологией. Медики должны постоянно бороться за физическое и психическое здоровье человека, проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу, хранить врачебную тайну, оказывать медицинскую помощь независимо от национальной и расовой принадлежности, политического и религиозного мировоззрения.

Основой деонтологии являются административно-регламинтирующие формы (приказы, инструкции) поведения, профессиональных обязанностей в организации лечебно-диагностического процесса. После завершения образования в медицинском университете молодые врачи дают клятву врача Украины, так называемую «Клятву Гиппократу». Выпускники медицинских училищ и колледжей дают торжественное обещание – клятву Флоренс Найтингейл.(основательницы всемирного медсестринства):

Перед Богом и перед лицом собрания

я торжественно обещаю честно жить и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я никогда сознательно не дам и не назначу лекарство, которое может причинить вред.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии.

Я буду хранить в тайне всю информацию, которая оказалась в моем распоряжении

во время работы с пациентами их родственниками.

Я буду самоотверженно помогать врачу в его работе

и посвящу себя неусыпной заботе о

благополучии всех порученных моим заботам.

Медработник должен быть собранным, спокойным, уравновешенным, не нервничать. В случае ухудшения состояния здоровья больного не паниковать. Надо помнить, что невнимательность, злость подрывают авторитет медработников. Большое значение для создания доброжелательной атмосферы в лечебном учреждении имеет внешний вид медперсонала. Спецодежда должна быть чистой и аккуратной, косметикой нужно пользоваться умеренно.

Важной обязанностью медработника является сохранение профессиональной тайны. Фельдшер-лаборант не имеет права информировать больного о результатах лабораторных исследований.

Неэтично в присутствии больного обсуждать и критиковать профессиональный уровень врачей и других медработников. В процессе работы фельдшер-лаборант общается с больными и их родственниками. Необходимо создавать благоприятный микроклимат с оптимистическим настроением. Больных необходимо ограждать от неблагоприятных сообщений, которые могут их разволновать, привести в возбужденное или угнетенное состояние. Всеми доступными средствами следует поддерживать бодрое настроение, отвлекать от мыслей о заболевании.

Основой взаимоотношений фельдшера-лаборанта и врача является субординация, означающая служебную подчиненность младшего по должности старшему. Фельдшер-лаборант должен выполнять лабораторные исследования и докладывать о результатах.

В отношениях с младшим медперсоналом фельдшер-лаборант должен быть тактичным, замечания (по надобности) делать корректно.

Для обеспечения условий по поддержанию правил деонтологии, установлению приятных отношений с больными, медработники должны иметь четкую картину его психологического состояния. Во время болезни возникает эмоциональная реакция больного на факт заболевания: страх, тревога, депрессия. Проблемы больного занимают особое место в его сознании. У людей слабовольных заболевания могут привести к развитию состояния депрессии, а у людей сильной воли – к принятию решений, направленных на борьбу с болезнью. Больной должен адекватно относится к ней, сотрудничать с медперсоналом, поставить цель – выздоровление. Поведение больного необходимо подчинять достижению цели лечения.

Сирийский врач Абу-ль-Фарадж говорил: «Нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вы будете вдвоем, а я останусь один – вы меня победите. Если ты будешь со мной, болезнь будет одна – мы ее победим»

Варианты неадекватного отношения к болезни:

1) отрицательное (игнорирование факта заболевания, влияния фактора риска);

2) недооценка важности болезни;

3) уход в болезнь;

4) ипохондрическое отношение (неоправданный страх за состояние здоровья и жизни);

5) утилитарное (получение выгоды от болезни, материальной или моральной);

Отрицательное влияние на психику, эмоции и поведение больного могут оказывать больничная обстановка, особенно если нарушен гигиеничный или больничный режим, нарушение норм этики и эстетики. Пациент из разных источников может получить информацию о своей болезни, что часто его дезинформирует, становиться причиной сомнений относительно правильности лечения. Во время госпитализации необходимо учитывать совместимость пациентов. Нарушить психологический покой больного может ятрогения – его болезненное состояние, обусловленное деятельностью медработников. Отвечая на вопросы больного относительно его недомогания, медработник должен помнить, что ответы могут привести к развитию фобий (например, канцерофобий – страха заболеть раком). Документы, которые отражают результаты лабораторных исследований, должны быть недоступны больным.

Фельдшер-лаборант работает в лечебных учреждениях, в которых обследуют и лечат пациентов разного возраста, поэтому он должен знать особенности характера, психики, темперамента. Больничная обстановка негативно влияет на психику, эмоции и поведение людей разного возраста, особенно ребенка. В условиях стационара дети чувствуют себя одинокими среди незнакомых людей, страдают от нехватки внимания, ласки. Дети не умеют формулировать жалобы. На отдельные симптомы (болевой), вид крови они реагируют достаточно бурно. У детей дошкольного возраста отсутствует осознание болезни в целом. Даже при легком течении болезни у детей появляются симптомы раздражительности и т. п. В период болезни ярко проявляются недостатки в воспитании ребенка, его эгоизм, несдержанность, привередливость, требовательность относительно удовлетворения своих пожеланий. Это объясняется тем, что у больного ребенка ослабевают тормозные процессы в коре головного мозга, развивается эмоциональная нестойкость, несдержанность в поведении, слабый контроль разума над чувствами. Обычно на помощь детям приходят родители и медперсонал. У большинства детей одной из причин отрицательных эмоциональных реакций является чувство страха перед возможной болью и непонятными им медицинскими манипуляциями. Необходимо помочь ребенку преодолеть страх.

Во время работы с пациентами старшего возраста фельдшеру-лаборанту нужно учитывать их возрастные особенности. Психологической доминантой данной категории больных является осознание приближения смерти, проходящей жизни. Люди старшего возраста особенно чувствительны к наименьшим недостаткам в работе медперсонала, очень впечатлительные, ценят доброту, нуждаются во внимании к себе. Необходимо помнить, что в таком возрасте пониженные физиологические функции организма: зрение, слух, ухудшается память, сужаются жизненные интересы. У них часто отсутствует мотивация выздоровления, причиной неизлечимости болезни является возраст.

Чувство тревоги и страха возникают у больных перед незнакомыми процедурами. Накануне процедуры больного необходимо убедить в необходимости ее проведения. Манипуляции необходимо проводить в условиях относительного комфорта в назначенный день и час, нельзя откладывать их, потому что больной к ним готовился. Отрицательное влияние на больного оказывают окровавленные инструменты, тампоны, ватные шарики, поэтому их надо своевременно убирать.

Общество традиционно выдвигало высокие требования к морали медицинских работников. Профессиональная этика учит их усваивать нормы соответственного отношения к пациентам и друг к другу. Одной из особенностей медицинской профессии является то, что деятельность медицинского работника регламентируется юридически.