Стажеры. Они же интерны. Они же практиканты. Они же соискатели. Это как разновидность кухонной посуды для кипячения воды с целью приготовления горячих напитков. Путанное понятие, размытая категория работников. Мысли и мотивация тех, кто только собирается пустить в свою компанию стажеров, обычно не менее размыты и оформлены, чем профессиональные навыки и умения последних. Поскольку лето — это, во-первых, пик всевозможных практик, во-вторых, пик миграции персонала, в-третьих, период, когда на рынок труда выпускается очередная партия людей с каким-то образованием, самое время поговорить о летних стажировках как о способе рекрутинга персонала, формирования кадрового резерва и удовлетворения потребностей компании в рабочей силе.

Для начала следует разобраться в понятиях. Стажировка в самом общем смысле — это приобретение опыта на производстве, но такое понимание приводит к тому, что под ней понимаются вещи, которые в строгом смысле стажировкой не являются. Обратившись к федеральному законодательству, мы обнаружим несколько определений понятия «стажировка».

Стажировка на рабочем месте (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ) — обязательный этап обучения работника безопасным приемам труда в рамках первичного инструктажа, проходящий под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.) после первичного инструктажа по технике безопасности в течение 2 — 14 смен <1>.

———————————

<1> Пункт 7.2.4 ГОСТа 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797). М.: Издательство стандартов, 2001.

«Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности» <2>.

———————————

<2> Письмо Госкомвуза России от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов» (вместе с Рекомендациями по организации и проведению стажировки специалистов) // Не опубликовано.

Стажировка — учебный сбор в рамках военной подготовки граждан на военных факультетах и кафедрах государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования <3>.

———————————

<3> Пункт 19 Постановления Правительства РФ от 06.03.2008 N 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Российская газета. N 56. 15.03.2008.

Стажировка как необходимый в определенных условиях (для удовлетворения условий о стаже работы) этап получения специального статуса адвоката, нотариуса или арбитражного управляющего.

Сходно до смешения (так, скажем, поступает ЦИК РФ, регламентируя и порядок прохождения практики, и порядок прохождения стажировки в своих стенах для студентов, аспирантов и докторантов <4>) с понятием «стажировка» понятие «практика» — «вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью». «Практика… является составной частью основной образовательной программы… Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами» <5>. То есть, как мы видим, практика в отличие от стажировки — обязательная часть образовательной программы, кроме того, стажировка характерна для профессиональной подготовки, а практика — для получения среднего профессионального, высшего или послевузовского образования. Ключевое же различие между стажировкой и практикой состоит в том, что стажер получает плату за свой труд и пользуется в полном объеме гарантиями в рамках трудовых отношений, в то время как практикант в большей степени подчиняется правилам законодательства об образовании.

———————————

10 приёмов от руководителя пресс-службы компании «Информзащита» Алёны Подкорытовой.

В закладки

Так случилось, что за семь лет работы в маркетинге разных российских ИТ-компаний я поруководила в общей сложности аж двенадцатью стажерами. Не то чтобы я умоляла руководство выдать их мне вместо готовых специалистов. Cкорее, для большинства компаний это был надежный способ оптимизировать зарплатный фонд.

Стажёр - мажор

В подавляющем большинстве случаев в стажеры приходят те, кто могут себе позволить поработать за очень скромное вознаграждение. Это не означает, что они - дети богатых родителей, скорее, начинающие специалисты, которые точно живут не на стажерский оклад и имеют другие, как правило, связанные с родственниками, источники дохода.

И несмотря на то, что стажер до этого никогда (или почти никогда) не работал, это человек с определенным статусом для своего окружения. Был у меня случай, когда девушка-стажер, выпускница очень престижного вуза, на второй день работы сообщила: «Мне нужно проработать здесь как минимум три месяца, так как хочу накопить на оригинальную брендовую сумочку, для моей тусовки это важно».

На этом и другом примерах я убедилась, что у всех стажеров есть финансовая подушка безопасности, которая всегда оставляет им некие пути для отступления. А это совершенно точно накладывает отпечаток на поведение и ход мыслей: «Если что-то не понравится, я всегда могу уйти».

Конечно, получить конкретную работу и попасть в число специалистов для них важно, но не важнее их самих. Это нужно уяснить с самого начала. Отсюда вытекает первая, практически музыкальная, подсказка: «Есть стажер? Включай мажор».

Каким бы неопытным, сомневающимся или, наоборот, задиристым ни был стажер, первоначальный подход один - всегда нужно придерживаться позитивной тональности. Создайте положительную гамму эмоций. Никаких «принеси-подай» или «ну-ка, не отвлекай».

Стажёр и его команда

Убедить стажера, что он чуть ли не главный элемент вполне реальной команды, эдакий вожак-тимуровец, крайне важно на самых первых этапах. Большинство проблем с адаптацией в коллективе появляется из-за того, что их никто никогда не воспринимает всерьез.

Раз стажер потенциально может быстро покинуть компанию, так почему бы не взвалить на него самую черновую работу? А это прямой путь к тому, чтобы новобранец (который наверняка окажется представителем рожденного в конце 80-х и 90-х своенравного поколения Y) почувствовал себя лишь винтиком огромной системы и захандрил.

Важно убедить стажера, что он уже равноправная единица в команде и что он способен и может принимать пускай и крошечные, но решения. Здесь нужно быть мудрее и обязательно вслух проговаривать достижения стажера через призму результата. Сравните два предложения:

«Маша, позвони прямо сейчас в 10 разных компаний и узнай, сколько будет стоить производство двухминутного корпоративного видео?»

«Маша, твоя помощь мне очень необходима. Позвони, пожалуйста, в ближайшее время в 10 компаний и узнай, сколько будет стоить производство двухминутного корпоративного видео. И отметь потом в общей табличке, какие три компании понравились именно тебе и почему. Это очень поможет мне при финальном подборе хорошего подрядчика. Кстати, как считаешь, каким должен быть современный корпоративный ролик?»

Вот увидите, наличие хоть малюсенького, но всё же маневра для принятия решения очень вдохновит вашего подопечного.

А ты, мальчик, чей будешь?

Уясните сразу: ваш стажер - это ваш актив. И отдачу вы получите только тогда, когда будете знать о нем всё. Не поленитесь и заложите в своем рабочем графике время на диалог со стажером о его увлечениях, интересах, семье.

Однажды в обеденном перерыве я искренне поинтересовалась здоровьем прихворавшей мамы стажера, а уже послезавтра услышала замечательный рассказ о том, как эта самая мама прекратила пилить своего недавно выпорхнувшего из гнезда ребенка за опоздания к ужину.

Она похвалила его, а позже по телефону похвасталась подружкам, что ее чадо иногда задерживается на работе, потому что у него колоссальный прогресс и руководительница доверяет ему какие-то мощные дела, хотя работает он только второй месяц.

Крыша есть, пола - нет

Стажер с самого первого дня должен прочувствовать, что у него есть защита в лице вас. Так называемая «крыша». Это не означает, что вы должны выгораживать его перед другими сотрудниками департамента при очевидных упущениях.

Но важно, чтобы он знал, что вы выслушаете и его позицию, озвучите, в чем конкретно он не прав, и публично признаете его право на ошибку. А в идеале – вызовете желание никогда в этой конкретной задаче не ошибаться в будущем, чтобы не подвести вас.

И здесь абсолютно неважно, что вашим стажером может оказаться почти двухметровый лысый детина мужского пола, тогда как вы молодая женщина. Был у меня такой, и когда я его прихватывала с собой на встречи, партнеры думали, что это чуть ли не телохранитель. Ваш стажер – это ученик. И его пол, возраст и внешние данные никак не должны отражаться на распределении задач.

– Займи, пожалуйста. – Сколько? – Меня…

Стажеры - генераторы энергии: если не дать им выпустить ее наружу, то они либо перегорят, либо взорвутся. Поэтому так важно постоянно обеспечивать их задачами сверх нормы. Именно так они быстрее вырастут и раскроют свой потенциал.

Я допускала ошибку, когда боялась делегировать какие-то обязанности, переживая, что стажеры сделают ту или иную задачу хуже меня. Конечно, в итоге они делали их хуже. Но это абсолютно нормально, иначе я не была бы выбрана их наставником.

Рекомендую всегда иметь в запасе два-три интересных (и не очень важных на этот момент) задания, которыми можно закидать стажера, пока вы носитесь по совещаниям и не успеваете написать обратную связь по предыдущей выполненной задаче.

Можно смело доверять стажерам мелкие, но творческие поручения. Я называю их задачками-залипучками. Это задания, у которых нет универсального решения и над которыми даже вы можете зависнуть на неопределенное время. Подобрать необычную иллюстрацию для презентации спикера или социальных сетей, придумать несколько броских заголовков или слоганов и так далее. Придумайте то, что характерно для вашей профессиональной области.

Цель таких задач - показать, что работа есть всегда, она разноплановая, и что даже небольшая помощь крайне важна для вас. В идеале выстройте свой график таким образом, чтобы наставничество не отнимало у вас больше 15-20% рабочего времени, а разбор задач и ответы на вопросы определите на утренние часы. Конечно, тем самым вы не избежите почемукалок в течение дня, но тот факт, что для этого есть отведенный час, сведет попытки завалить лишними расспросами к минимуму.

Прошу фас на выход

Итак, если у вас уже получилось убедить стажера, что он важная часть команды, переходите к следующему этапу: натравите его на получение важной информации. На своем примере покажите, как можно непринужденно заводить беседу в офисных коридорах, представляйте его всем и обозначайте его как «наш новый сотрудник», хвалите при других.

В общем, сделайте всё, чтобы его адаптация прошла безболезненно. Это особенно важно для маркетологов и пиарщиков. Обладая свежим взглядом на происходящее и имея некую любознательность новичка, стажер может узнавать очень много полезного и приносить вам это на блюдечке.

Покажите стажеру, насколько важно выходить из кокона, за пределы своего кабинета, и общаться с другими коллегами. Чем быстрее вы покажете ему, что это не страшно и расчистите пути, тем эффективнее он начнет трудиться над общими проектами и самостоятельно договариваться с коллегами по отделу или из других подразделений. Если стажер попался стеснительный, подружите его или её с секретаршами. Уж кто-кто, а те всегда рады общению и всё знают.

Часики-то тикают

Не ругайте стажеров, если они выражают желание подзадержаться на работе. Не показывайте, что с них нет спросу, даже когда у вас горят важные проекты. Конечно, насильно ни в коем случае задерживать нельзя, но крайне важно создать такую атмосферу в коллективе, чтобы стажер понимал: он уже полноценная часть коллектива, и если все сидят над важным заданием или проектом, который вот-вот нужно сдать, то его присутствие и помощь тоже очень важны. Потому что в будущем, после попадания в штат, так и будет.

Я видела, как стажеры других моих коллег вставали и уходили именно тогда, когда команда остро нуждалась в паре дополнительных рук. Самое интересное, что все ребята были отличные, и если бы хоть кто-то остановил их фразой «Вы очень нужны», они бы с радостью остались. Быть нужным – это вообще важнейшая потребность любого человека. И если об этом своевременно вспоминать и делать на этом акцент, можно свернуть горы.

Кстати, именно сидение над сложными задачами наравне со старшими невероятно сплачивает отдел, повышает мотивацию «малышей» поскорей дорасти до старших, позволяет на деле ощутить свою значимость. Часть стажеров быстро покидает компанию, поэтому используйте время каждого новобранца по полной. Никакая жалость и сюсюканье тут совершенно неуместны. Взамен вы делитесь бесценным опытом. Ни в одном вузе этому не научат. Вбейте им эту мысль с первых дней.

Один хорошо, а два - лучше

Однажды надо мной нависла туча в виде четырех стажеров одновременно. У меня неделю дергался глаз из-за бесконечных «почему» и «как», но этот опыт научил следующему: энергию стажеров иногда нужно перенаправлять на других стажеров. В идеале берите в шефство сразу двух стажеров и взращивайте их по принципу детей-близнецов: когда оба равны, но если один чему-то научился раньше, то обучит другого.

Попробуйте сделать следующее. Пока один сосредоточенно над чем-то работает (аллилуйя!), объясните другому подробно, как делается та или иная задача. А затем попросите то же самое объяснить второму. И проделайте это несколько раз, меняя рассказчика и ученика ролями. Во-первых, так они смогут чуть-чуть самоутвердиться, показывая свои навыки. Во-вторых, на более привычном языке смогут разжевать друг другу ту или иную задачу. Вы можете даже тихонечко подслушать их диалог и сделать вывод, насколько ясно вы донесли информацию, поняли ли вас.

Безопасность данных знаний

При правильно расставленных акцентах (нет любимчиков, каждый делает хоть крошечный, но кусочек одной важной большой задачи и так далее) ваш стажер будет воспринимать вас как сенсея, наставника, учителя и гуру в одном лице. И у него не появится желание вас подсидеть и обойти по карьерной лестнице.

С этой точки зрения правильно воспитанный вами же профессионал не только не станет помехой в карьере, но и может оказаться мощным толчком для вашего роста. В то время как готовые специалисты со своими амбициями и опытом работы в нескольких компаниях могут захотеть занять ваше место. Правильно воспитанный стажер очень долгое время будет благодарен вам. Стажеры в этом плане - самый безопасный вклад в вашу карьеру.

А вас, стажёр, я попрошу остаться

Последнее и самое важное - никогда не теряйте с ними контактов. Иногда так выходит, что к вам под крылышко ненадолго приходил неопытный выпускник какого-нибудь хорошего вуза, который не сжился с темпом компании или решил учиться дальше (очень частая практика), а в будущем быстро вырос в другой организации. Поверьте, вы еще не раз встретитесь на рынке.

Я до сих пор диву даюсь, как «выстрелили» мои почемукалки и каких достигли высот. Еще вчера они не знали как работать c Outlook, а сегодня это начинающие предприниматели, сооснователи компаний и влиятельные блогеры. Вы непременно встретитесь на рынке, мир тесен. И если вы с самого начала поступали со стажерами по-человечески в самый уязвимый для их карьеры момент, то о вас будут помнить, а о вашей хорошей репутации упомянут везде, где только можно.

Проделывать всё вышеизложенное не имеет никакого смысла, если у вас нет цели вырастить из стажера толкового напарника и вы просто хотите, чтобы кто-то выполнял рутинные базовые задачи за недорого. Но если вы решите пойти по предложенному мной пути, уверена, результат превзойдет все ваши ожидания.

ABBYY уделяет большое внимание подготовке квалифицированных IT-специалистов и развитию их способностей. Мы считаем, что уже с первых курсов института очень важно привлекать ребят к решению реальных задач в областях OCR, машинного обучения, NLP и к участию в существующих проектах, потому что теория не возможна без практики. Поэтому мы приглашаем талантливых студентов МФТИ, МГУ, ВШЭ и других ВУЗов к нам на стажировки. Это может быть практика не только на лето, но на более длительное время. В любом случае у студента в ABBYY есть хорошая возможность проявить себя, поучаствовать в работе над реальными продуктами, получить новые знания, полезные навыки и присоединиться к нашей команде. Ребята всегда могут договориться со своими наставниками и совмещать практику с учебой. В этом посте мы расскажем, как проходят стажировки в ABBYY и чем на самом деле занимаются здесь студенты;)

Миша Егоров, стажер в Группе анализа изображений



- Мне 20 лет, учусь в МФТИ, на факультете инноваций и высоких технологий, на базовой кафедре ABBYY. Закончил третий курс. Наш куратор по кафедре Элла Трофимова предложила мне пройти несколько собеседований, чтобы прийти на стажировку в области обработки изображений. На них я решал задачи, были вопросы на логику и знание алгоритмов. После двух собеседований меня позвали в отдел анализа изображений заниматься задачей поиска текста на изображениях. Это моя первая стажировка в ИТ-компании. Мы договорились, что она продлится 6 месяцев.

- Как проходит твой день в ABBYY?
- Сейчас я работаю полный рабочий день, а с сентября буду учиться и меньше времени работать. Мы уже обговорили это. В новом семестре буду ездить три дня на занятия на кафедру ABBYY, которая находится прямо в офисе компании, и два дня на пары на факультет в Долгопрудный.

- Чем ты занимаешься?
- Я занимаюсь поиском текста на изображениях. Наша цель – увеличить качество продукта, не теряя скорости его работы. Для этого в ABBYY используют нейронные сети. Моя исследовательская задача состоит в поиске статей на text detection, а также в тестировании качества и скорости работы моделей нейросетей, которые описаны в статье. Помимо этой глобальной задачи есть еще более мелкие: например, портировать модель нейросети на мобильные устройства.

- Что из этих задач стало для тебя совсем новым?
- До этого я не так часто сталкивался с нейронными сетями. Из фреймворков для обучения сети я пользовался лишь одним, и поэтому в первое время тратил очень много времени на изучение новых библиотек. Еще столкнулся с огромным разнообразием форматов данных, которые используются в обучении моделей. Поэтому приходится иногда писать свои скрипты для конвертирования или искать готовые.

- Что тебе нравится в стажировке?
- Мне нравится, что стажировка тесно связана с моим обучением в институте. Я учусь в МФТИ на базовой кафедре ABBYY и прохожу стажировку в этой же компании, поэтому у меня есть возможность писать бакалаврскую дипломную работу на ту тему, которой я сейчас занимаюсь.


- Это Костя Гудков, разработчик Группы анализа изображений. Если я занимаюсь тестированием и поиском альтернативных моделей, то Костя занимается улучшением собственной модели для поиска текста на изображениях. Мы общаемся каждый день. Он мне советует, какие статьи почитать, на что обратить внимание. Если у меня возникают какие-то вопросы, я обращаюсь к нему, и он помогает.


- Да, потому что я здесь могу работать по специальности, которая связана с моим обучением в институте.

- Чем любишь заниматься в свободное время?
- Люблю вечерние пробежки на свежем воздухе под музыку. Смотрю курсы по машинному обучению.

Полина Комиссарова, стажер Группы разработки языков со сложной письменностью


- Расскажи о себе и о том, как ты узнала о стажировке?
- Мне 20 лет, я учусь в МГУ на механико-математическом факультете, закончила 3 курс. Про ABBYY я узнала еще в школе, когда к нам на летнюю практику приезжали представители компании и рассказывали о своей работе. В этом году я искала летнюю стажировку и вспомнила про ABBYY, зашла на сайт посмотреть, какие есть возможности, написала менеджеру образовательных проектов Элле Трофимовой и меня пригласили на собеседование. Там я решила три задачи по математике, программированию и лингвистике, затем мы их обсудили. После этого было еще одно собеседование с руководителем отдела, и по итогам меня позвали на стажировку.
В первые две недели стажировки читала книжки, смотрела курсы, разговаривала с моим наставником – руководителем Группы разработки языков со сложной письменностью Юрой Ватлиным. Дальше начала читать код, который уже есть в компании, уже больше понимала и больше делала сама.

- Чем ты занимаешься?
- Мне дали несколько задач-проектов. Первый проект, которым я занималась, был посвящен распознаванию иероглифов. В китайском и японском языке есть иероглифы, которые меняют свое значение в зависимости от размера. В ABBYY есть нейросети, которые умеют распознавать иероглифы. Мне нужно было модифицировать одну такую нейросеть, чтобы она смогла распознавать иероглифы на картинках без предварительного масштабирования, то есть не приводимых к определённому размеру.

Во втором проекте мы решали проблему распознавания стилей начертания иероглифов. В китайском и японском языке есть набор шрифтов, и с помощью методов машинного обучения нужно было научиться распознавать, к какому стилю относится начертание того или иного иероглифа.

Сейчас я занимаюсь третьим проектом. Суть его заключается в следующем. У нас есть предложения, составленные из иероглифов. Нам нужно распознать текст целиком и найти положение начала и концов отдельных иероглифов. Это поможет преодолеть проблемы с редактированием отсканированных документов в случаях, когда иероглифы могут немного накладываться друг на друга.

- Ты знаешь китайский язык?
- В средней школе изучала китайский язык, увлекалась этой страной и два раза ездила в Китай. Но потом мне пришлось выбирать: математика или иностранные языки. В старших классах я решила углублённо изучать математику, физику и программирование, поэтому китайский отошел на второй план. Ну а теперь появилась такая удивительная возможность совмещать эти области.

- Что в стажировке стало для тебя совсем новым?
- Абсолютно все, потому что я пришла как человек, который умеет программировать на С и C++, а в итоге программирую на Python, о котором до этого ничего не знала. В институте я немного изучала методы компьютерного зрения, но не в нейросетях, а просто алгоритмические методы обычного программирования. А сейчас я применяю совершенно новые для меня методики, и мне пришлось изучать их практически с нуля. Но это было чрезвычайно интересно, для меня открылся новый мир, и сразу появилась возможность применять новые знания на практике, видеть, как работают продукты, основанные на этих технологиях, как люди и компании используют их.

- Что было самым сложным?
- Сначала мне казалось, что будет трудно совмещать стажировку с учебой. Но если четко разделяешь время на работу и время на учебу, то не чувствуешь никакого напряжения. А еще дорога на работу занимает много времени, и сначала меня это немного напрягало. Но потом я поняла, что в это время я могу дистанционно работать, читать книжки и смотреть курсы. В дополнение в офисе есть огромное количество зон для работы и отдыха в неформальной обстановке: терраса с креслами и Wi-Fi, гамаки, настольный теннис и многое другое.

- Расскажи о своем наставнике: какова его роль в твоей стажировке?
- Юра Ватлин мне много помогал, объяснял, так как для меня это первая серьезная работа в индустрии. За что я больше всего ему благодарна, так это за то, что он меня научил искать информацию самостоятельно. Еще он интересуется каллиграфией и разными восточными культурами, языками, то есть подходит к своей работе не только с точки зрения программирования, но и с точки зрения той области, в которой он применяет программирование. Мне нравится такой, более цельный подход к задачам. И когда с ним разговариваешь, хочется расти в профессиональном плане.

- Тебе хотелось бы остаться тут работать?
- Очень хотела бы остаться здесь работать, потому что в компании чувствуется какой-то общий дух, причем это не связано с корпоративами или мероприятиями. Всех в ABBYY объединяет желание делать общее дело: развивать продукты компании и делать их еще лучше. Сотрудникам действительно нравится то, чем они занимаются. И мне тоже. Не вполне уверена, что мне удастся остаться тут работать на данный момент, но после учебы я с удовольствием рассмотрела бы эту возможность.

- Чем ты увлекаешься?
- В последнее время я увлеклась яхт-спортом в секции МГУ. Для меня это и драйв, и скорость, и немного страх, когда у тебя переворачивается яхта и ты потом ходишь весь в синяках. Вроде бы это неприятно, но когда выходишь на берег, то понимаешь: это было круто.

Азат Калмыков, стажер в Группе разработки мобильных приложений


- Расскажи немного о себе и о том, как ты узнал о стажировке?
- Мне 19 лет, учусь в ВШЭ на факультете компьютерных наук по программе «Прикладная математика и информатика». Перешел на второй курс. Куратор моей группы в институте, Соня Оронова, работает в ABBYY младшим менеджером проектов. Она рассказала о стажировке, и я решил подать документы на позицию стажера в Android-разработку. Я выполнил тестовое задание: нужно было сделать небольшое приложение, которое в нужном формате выводит вопросы со StackOverflow. Затем я прошел собеседование, и меня взяли.


- Занимаюсь портированием технологий ABBYY на платформу для интернета вещей Android Things. И под нее я пишу экспериментальное приложение, которое будет обрабатывать изображения с камеры промышленной платы (аналог Raspberry Pi), считывать попавший в кадр текст и переводить в удобный для пользователя формат с помощью технологий ABBYY. В идеале такой комплекс должен работать на производственной линии и управлять конвейером, если встретится определенный текстовый или штрих-код.

- Как проходит твой день?
- Прихожу в офис после 11. Занимаюсь работой и параллельно слушаю любимую музыку. В середине дня беру небольшой перерыв, отдыхаю, играю в настольный футбол. Стажировка идёт в летний период. Осенью начну учиться, и полный рабочий день точно не смогу работать, но, возможно, получится совмещать.

- Что здесь стало для тебя совсем новым?
- Я раньше не работал в ИТ-компании, поэтому все новое. Очень много удобств. Тут свободный график. Я могу прийти в любой одежде, вот я сейчас сижу в спортивных шортах и сандалях, и это комфортно.

- Что самое интересное в этой стажировке?
- До этого я занимался своими небольшими проектами, но не нашел им реального применения. Например, разработал бота, автоматически наполняющего контентом telegram-канал. Здесь же я работаю над технологиями, которые используются в реальных проектах, их можно кому-то продать. Например, можно перенести наш экспериментальный проект на промышленный дрон, и он с помощью технологий ABBYY сможет точнее ориентироваться по городу или сохранять в базу распознанные данные от номеров домов или вывесок. То, чем я занимаюсь, по сути, часть отрасли IoT. Это перспективная и интересная сфера, которая мне нравится.

- Что для тебя было не очень просто?
- Например, нужно было много читать англоязычную документацию. Не сказать, что это для меня что-то новое, но объём информации был очень большой и разбираться было непросто.


- Это руководитель группы приложений для мобильных платформ Игорь Акимов. Он курирует мою работу, подсказывает куда двигаться дальше, какими инструментами пользоваться, отвечает на мои вопросы, даже технические, что приятно.

- Тебе хотелось бы остаться тут работать?
- Я понимаю, что работа, которую делаю сейчас, явно будет отличаться от того, чем я буду заниматься, если устроюсь в ABBYY. Нужно будет больше узнать, какие текущие задачи есть у компании и смогу ли я эффективно совмещать работу с учебой и не потерять интерес.


- Играю на гитаре, катаюсь на велосипеде. Люблю читать книги и публицистику.

Саша Мамонтов, стажер в Группе разработки мобильных приложений


- Расскажи немного о себе и о том, как ты узнал о стажировке?
- Мне 19 лет, учусь в ВШЭ на бакалаврской программе «Программная инженерия», закончил 2 курс. Узнал о стажировке от одногруппника, который уже работает в мобильном подразделении ABBYY. Отправил резюме, решил тестовое задание, пришел на собеседование. Там мне дали задачи на понимание инструментов разработки платформы Android и языка программирования Kotlin. Моя стажировка будет длится до конца августа.

- Чем ты занимаешься в ABBYY?
- Это моя первая стажировка в ИТ-компании. Прихожу на работу около 11. В начале руководитель группы приложений для мобильных платформ Игорь Акимов предложил посмотреть новые наработки с Google I/O и подумать, как их можно применить в продуктах компании. Я сделал прототип, показал команде, и мы пришли к выводу, что у Slices и Actions есть полезные сценарии для внедрения, но нужна будет серьёзная доработка приложения. Потом изучал код мобильного приложения ABBYY TextGrabber, в котором пытаюсь улучшить результаты распознавания или пользовательский опыт. Например, увидел в коде, что у распознанных слов есть точные позиции на изображении, которые мы практически не используем. Показал Игорю, он сказал, классно давай попробуем выводить текст и его перевод прямо на изображении в нужных местах. Теперь приложение умеет точнее понимать, где находится, например, нужное блюдо из меню или часть вывески.

- Что для тебя стало совсем новым?
- До этого я не участвовал в больших проектах. В коде TextGrabber много зависимостей, и разобраться в них непросто. В институте у нас был курс по Android, занятия проводились раз в две недели в течение семестра. Здесь все намного серьезней, и есть и помощь от более опытных коллег.

- Что самое сложное в этой стажировке?
- В простых проектах, которые делал до этого всё было однозначнее. В больших приложениях сейчас сложно понять, куда ведут зависимости из одного класса в другой.

- Что тебе понравилось в ABBYY?
- В ABBYY приятный коллектив. Если что-то непонятно, всегда подхожу к ребятам, спрашиваю, они все покажут и расскажут. А еще мне понравилось почувствовать себя в разработке большого проекта. Мне было интересно попробовать что-то сделать своими руками. До этого я только курсовые писал.

- Расскажи о своем наставнике!
- Это руководитель группы приложений для мобильных платформ
Игорь Акимов. Он подходит и спрашивает, что и как. Проверяет, как получается работа. Сводит с нужными коллегами, например, дизайнером или аналитиком. Дает более расширенные задания, если предыдущий шаг оказался успешным.

- Тебе хотелось бы остаться работать в ABBYY?
- Да, если с расписанием в институте утрясется.

- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Играю в компьютерные игры, мне нравится футбол, смотрю сериалы. Например, сейчас пересматриваю «Доктор Кто».

Хотите на стажировку в ABBYY? Задавайте любые вопросы и пишите нам

В трудовом кодексе нет чёткого определения, кто такой стажёр, что можно считать стажировкой и какие права и обязанности вменяются каждому из участников подобных трудовых отношений. Упоминается термин только в статье 59 Трудового кодекса РФ как одна из возможных причин заключения срочного трудового договора.

Но некоторые профессии сами по себе предполагают стажировку, что прописано в соответствующих законодательных актах и положениях. Например, стадию стажёра предстоит пройти будущим адвокатам, нотариусам, помощникам арбитражных управляющих, медицинским и фармацевтическим работникам и даже водителям. Практикуют стажировку и в органах занятости населения. Благодаря ей безработные могут получить свой первый опыт трудовой деятельности.

Бесплатная рабочая сила

Практикантов и стажёров активно принимают во многих компаниях, потому что считают бесплатной рабочей силой. Но на практике реальную выгоду можно получить только в том случае, если компания не технологичная. Например, студента можно обучить операциям на конвейере за пару дней, а остальной период практики использовать его как бесплатную рабочую силу. Но подобные варианты случаются крайне редко – студенты не горят желанием осваивать примитивную работу. Да и привлечение к труду без договора грозит .

В более технологичных компаниях стажёра придётся обучать, прежде чем допускать к выполнению каких-либо обязанностей. На это уйдёт рабочее время основных сотрудников компании, а также время работы оборудования. И то, и другое стоит недёшево. Выход из ситуации нашли . В 2005 году они открыли собственную базовую кафедру в МФТИ, откуда и принимают стажёров. Студенты приходят на практику уже подготовленными, и приносят компании реальную пользу.

Дмитрий Смиркин

Директор по связям с общественностью Parallels

Иногда в компанию приходят стажёры, готовые работать бесплатно. Например, совсем недавно на стажировку в PR-департамент приходила студентка факультета информатики одного из ведущих технических вузов. У человека было огромное желание понять . Осознавая, что ее квалификация не очень высока, девушка предложила вариант сотрудничества, при котором мы даём ей возможность ненадолго поработать пиарщиком, а взамен получаем дополнительный ресурс для выполнения низкоуровневых задач. В итоге получился взаимовыгодный симбиоз.

Станет ли стажёр полноправным сотрудником компании – целиком и полностью на совести работодателя. В той же компании Parallels сначала принимают студентов на практику – и это бесплатно. Лучшие из них становятся стажёрами и начинают работать на полставки. После получения необходимого опыта, молодых специалистов допускают до реальных проектов.

Нужен ли договор

Даже если стажёр согласен работать за пониженную заработную плату, договор с организацией заключить всё же стоит. Часть 1 статьи 198 Трудового кодекса РФ говорит о том, что работодатель и сотрудник могут заключить ученический договор. Это позволит совмещать учёбу и работу с отрывом или без отрыва от производства.

Константин Федяев

Юрист компании Acsour

В настоящий момент существует практика, когда в трудовом договоре указана одна суммы оплаты труда, а фактически заработная плата выплачивается в другом размере в конверте. Если бывший или действующий работник обращается в суд с целью взыскать с компании причитающуюся ему , его шансы на выигрыш невелики. Как правило, у работника нет документов, подтверждающих факт такой выплаты и её конкретный размер (или этих документов недостаточно). А главное – судьи исходят из того, что трудовым законодательством не предусмотрены ни серая, ни черная заработная плата. Поэтому не нужно легкомысленно относиться и к подписанию трудового договора. Он в обязательном порядке должен быть составлен в двух экземплярах в течение трёх дней с момента начала работы. доказать факт трудоустройства, а также добиться выплаты заработной платы будет затруднительно.

Но официальный договор полезен не только стажёру, но и работодателю. В нём чётко прописаны права и обязанности сторон. А значит, можно подписать соглашение о неразглашении . Это особенно важно высокотехнологичным компаниям.

Какой договор заключать

Стажёром может стать сотрудник, нанятый по срочному трудовому договору. При этом совсем не обязательно иметь такую должность в штатном расписании. Главное, чтобы сотрудник выполнял именно те обязанности, которые связаны с его будущей квалификацией.

Консультант Русской Школы Управления по трудовому праву

В трудовом договоре необходимо указать не только должность стажёра и виды работ, которые он будет выполнять, но и отдельно отметить, что эти виды работ необходимы для освоения профессии на практике. Особо внимательно стоит отнестись к сроку действия срочного трудового договора. В законодательстве не зафиксировано, сколько может длиться , поэтому работодатель и сотрудник договариваются об этом сами. Но срок в 3-4 года почти наверняка вызовет сомнения у проверяющих органов и суда, если сам стажёр решит обратиться туда с жалобой.

В ученическом договоре прописано, что студент может одновременно и работать, и учиться. В нём обязательно прописаны не только обе стороны трудовых отношений, но и будущая квалификация ученика, срок ученичества и размер зарплаты на это время. Кроме того, работодатель обязуется принять сотрудника на определённую должность после окончания учёбы, а сам стажёр – продолжать учиться и работать до окончания срока действия договора.

Понятие закреплено в статье 227 Трудового кодекса РФ. Такой вид работы молодого сотрудника возможен только в том случае, если его образовательное учреждение заключило соответствующий договор с компанией-работодателем.

Сколько получают стажёры

Стажёры, которые работают по договору, всегда получают зарплату. Законодательством не предусмотрен труд на общественных началах. Поэтому компания обязана выплачивать ежемесячно хотя бы сумму минимального размера оплаты труда. Ещё проще представителям профессий, в которых практикуется сдельная оплата труда – ученик получит ровно столько, сколько сможет заработать в свободное от учёбы время.

Если на время стажировки заключён ученический договор, то в период обучения стажёр получает не зарплату, а стипендию и оплату за произведённую работу. Практиканту никакие выплаты обычно не положены. Но это правило действует, только если он знакомится с производством, а не занимается профессиональной деятельностью. А если студент приступил к работе, то следует заключить с ним срочный трудовой договор и выплачивать как минимум МРОТ.Уволить работника на испытательном сроке возможно только при неудовлетворительном результате прохождения испытания. Такой результат должен быть документально зафиксирован, например, докладными записками, жалобами клиентов и коллег и т.п. В случае немотивированного увольнения в течение месяца такое решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Бояться стажировки не стоит – это вполне естественный процесс, если неопытный сотрудник хочет получить интересную, перспективную или высокооплачиваемую должность. А вот позаботиться о защите своих прав необходимо. Не бойтесь требовать заключения договора – если его нет, то вы почти наверняка станете бесплатной и бесправной рабочей силой.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!